– Для выставки мы взяли одну из самых красивых футбольных тем – тему гола, – рассказывает Левитина. – На пригласительных билетах хотели поместить фотографию Яшина с мячом в руках. Однако когда стали узнавать историю снимка, оказалось, что Лев Иванович достал мяч из ворот, оттого у него и лицо такое удивленно-растерянное.
Собственно, в этом и есть главная засада. Чтобы смотреть выставку с интересом, хорошо бы знать историю футбола и его героев. Вот, например: белобрысый амбал катит мяч в ворота, в которых человек в черных трениках до ушей, в серой кепочке и с лицом алкоголика. На самом же деле это легендарный динамовец Малявкин и вратарь «Спартака» Жмельков, 38-й год, играют, как было принято, на пиво. А вот красавец в полосатых гетрах бабочкой летит в ворота, в то время как мяч взмыл в небеса, почти за границу кадра. Пятидесятый год, опять же «Динамо» и «Спартак», а красавец – Владимир Савдунин (дедушка нашего художника Дуни), тот, который с «Челси» в 1946 году в Лондоне играл и восьмидесятилетие которого все прогрессивное человечество на днях отмечало. Единственный не требующий пояснений снимок – мальчишки лезут через решетку Петровского парка, чтобы на «Динамо» попасть.
– А вы не думали развесить снимки так, чтобы они были понятны без слов? – спрашиваю я. – Скажем, старая фотография и тут же современная?
– Не получается, – отвечает Нина. – Сегодня съемка изощреннее, и новая фотография всегда перебивает старую.
Нина кладет 2 снимка: на старом сплелись в борьбе за мяч ордынцы, на свежем прорывается к воротам могучий негр. Но можно сложить иначе: савдунинский прыжок и тот же Канн вверх тормашками. По сравнению с Дуниным дедом Канн – мешок с картошкой.
«Риджина».
Выставка называется «Россия, вперед». Хозяин галереи, г-н Овчинников, – заядлый болельщик и потому накануне чемпионата собрал 11 известных художников и попросил каждого изобразить что-нибудь футбольное. В полном составе сборная собралась лишь на открытии выставки – 26 мая. Защитник Владик Мамышев-Монро ничего рисовать не стал, а нарядился в футбольную форму и сам являл собой произведение искусства. Ну и как водится, произошла замена – Кабакова на Лейдермана. Замена оказалась неудачной: Лейдерман представил совсем нездоровые рисунки – одноногих футболистов на протезах. В остальном же все мило. Кулик дал фотографию: на черном фоне люди в черном борются за мяч. Дубосарский написал мяч – огромный мяч в синем небе. А группа «Поролон» вырезала фигуру футболиста-недотепы, которую можно помутузить, когда футбол уже достанет совсем.
Еще в «Риджине» есть жизнерадостное полотно Звездочетова – драка «Спартака» с «Динамо». На ней в толпу глазеющих прохожих затесался алкоголик: черные треники, серая кепочка, в руках – бутылка пива. Как две капли воды похож на вратаря Жмелькова из «Спартака» 30-х. Совпадение?