В этом году пройдет уже XXVI Московский кинофестиваль. Из звезд ожидаются Мерил Стрип, Изабель Аджани, Эмир Кустурица и Алан Паркер в роли председателя жюри. За почти полувековую историю у фестиваля, бесспорно, были славные моменты. В 1963 году Гран-при не побоялись вручить Феллини за «8 1/2», хотя Хрущев во время просмотра и заснул. В 1979 году Коппола привез «Апокалипсис сегодня», а к нему комплект аппаратуры, так как выяснил, что в советских кинотеатрах нет стереозвука. Главное – это был демократичный фестиваль: Дин Рид, Акира Куросава и Софи Лорен мирно прогуливались по улицам города (по крайней мере, так на старых снимках), а фильмы возили в подмосковные города. И народ ломился на «Миссисипи в огне», хотя билеты стоили 2 р. 20 к. – немногим дешевле водки. Правда, было много и проходных картин: кто сейчас вспомнит «Отца» Сабо или «Армейскую историю» Джуисона?
Паркер, водка, второстепенные картины – все это будет и на XXVI ММКФ. Но кое-что изменилось. Впервые в конкурсе две программы: основная из 17 фильмов и «Перспективы» – смотр молодого кино. Фильмы главного конкурса пока никто не видел, может, они и хорошие, но анонсы нагоняют тоску: «Притча о принципах буддийского вероучения. «Ангулимала» Туннирута» или «Трое сбежали из плена, и им некуда податься. Кругом враги. «Свои» Месхиева». Зато в «Перспективах» уже говорят об «Оккупации» Андрея Кудиненко, ленте, которая была запрещена в Белоруссии за то, что «трактовка партизанского движения противоречит истинной правде». Перемены и во внеконкурсной программе. Больше не будет программ Плахова и Шепотинника. Вместо них – «Гала-премьеры». Пропустить тут большую часть фильмов, по-моему, преступление. Во-первых, покажут «Дурное воспитание» Альмодовара – автобиографическую (частично) ленту об ужасах, творящихся в католических школах. Во-вторых, грустного и красивого «Слона» Гаса Ван Сента, рассказывающего о бойне в американской школе «Колумбина» (не путать с «Боулингом для Колумбины») и будто навеянного темой «Лунной сонаты» Бетховена. А в-третьих, фильм «Oldboy» Чан Вук Парка, пересказавшего на южнокорейский лад роман Дюма «Граф Монте-Кристо».
Но самое неожиданное – фильм-открытие, «Убить Билла-2». Представлять его заманивают Квентина Тарантино, давно уже обещающего приехать в Москву. Но даже если он и приедет, открывать фестиваль фильмом, которым только что открылись Канны, как-то странно.