В прошлой серии
Новая Москва — бывшие земли Московской области, присоединенные к столице в 2012 году. По площади Новая Москва больше «старой», но живет в ней менее 300 тысяч человек. Пятидесятитысячный Троицк, жителем которого я являюсь, — самый крупный населенный пункт региона.
Написать стратегию развития новых столичных районов, учитывающую и жесткую потребность новых округов в рабочих местах, и в новых дорогах, и сохраняющую леса Новой Москвы, и с минимальным изъятием частных земель под строительство дорог, очень сложно. Но вместо диалога мэрии и жителей в Новой Москве практикуются собрания, имитирующие любовь горожан к властям.
Принятие стратегии развития Новой Москвы — длительный процесс. Начался он в марте нынешнего года, когда были проведены публичные слушания по схемам территориального развития. Они прошли очень скандально: сотни жителей не пустили в заполненные лояльными бюджетниками залы, в которых выступали представители мэрии.
После слушаний по Новой Москве прошла серия протестных митингов, мэрия сделала ряд уступок, в территориальные схемы были внесены изменения. Впрочем, практически по всей Новой Москве у местных активистов остались претензии к стратегии. 24 декабря в Новой Москве прошли вторые публичные слушания, на которых были представлены новые градостроительные документы. Например, на троицких слушаниях — изменения в Генплан Москвы, касающиеся Троицка. Срок реализации Генплана в Новой Москве — 20 лет.
Листовки и раскраски
«Люди нам говорят: какой сейчас Геплан, на еду денег не хватает! Да и специально эти слушания под Новый год проводят», — активисты инициативной группы «За сохранение Троицкого леса» заранее настраивались, что народу придет меньше, чем в марте.
Но они напечатали несколько тысяч цветных листовок с критикой изменений в Генплане и неделю распространяли их на улицах Троицка. Несколько раз к агитаторам подъезжали полицейские и требовали разойтись, хотя никого не арестовали. Помимо полицейских, приезжали неизвестные мужчины на джипе. Они заявили, что являются оперативниками Центра «Э» и также требовали прекратить агитацию. Правда, удостоверения предъявить отказались и ретировались после предложения вызвать полицию. Экологи считают, что на самом деле это были не опартивники, а чоповцы.
«Люди нам говорят: какой сейчас геплан, на еду денег не хватает! Да и специально эти слушания под новый год проводят»
Агитматериалы троицких лесозащитников листовками не ограничиваются. Они также выпустили детские раскраски с птицами и деревьями, которые пока можно найти в Троицком лесу, — результатом градостроительной стратегии властей станут масштабные вырубки.
Снова давка
Публичные слушания в Троицке, как и в марте, проходили в местной детской школе искусств. На входе в зал раздавали брошюры «Пять причин поддержать Генплан Москвы». Брошюра ориентирована не на Троицк, а на всю Новую Москву, где много деревень. В частности, мэрия обещает новым москвичам «систему подачи качественной питьевой воды», отсутствие «перебоев со светом и газом» и «стабильную подачу горячей воды зимой» — это много говорит о жизни за МКАД.
Зал троицкой школы искусств на 350 мест в марте был полностью заполнен, и сотни горожан остались в фойе. В городе есть Дворец спорта с залом на 940 мест. Глава Троицка Владимир Дудочкин пояснил корреспонденту БГ, что слушания не проходят во Дворце спорта, «потому что там плохая акустика» и «потому что там не получится обеспечить безопасность». И вообще — в фойе школы искусств установлены экраны, на которых транслируется происходящее в зале.
На декабрьские публичные слушания пришло меньше горожан, чем на мартовские, но все же около 70 человек остались в фойе школы, что вновь вылилось в давку и скандал.
Лесозащитники также зафиксировали, что неких людей в школу искусств запускали через черный ход. Мне удалось попасть внутрь — достаточно случайно. Примерно на две трети зал был заполнен лояльной публикой, преобладали работники образования, тренеры и воспитанники финансируемых из бюджета местных спортивных клубов и актив «Единой России». Практически все жители, пришедшие сами, — шли не поддерживать Генплан, а спорить и критиковать. В зале они оказались в дозированном меньшинстве, обеспечивавшем иллюзию демократичности.
«Как Песков»
Генплан Москвы представляли собравшимся глава Троицка Владимир Дудочкин и заместитель председателя Москомархитектуры Татьяна Гук. Если в марте, когда пришло больше горожан, слушания растянулись до позднего вечера, на этот раз обсуждение удалось уложить в полтора часа: многим не дали задать свои вопросы.
Сопровождавшаяся показом слайдов речь Татьяны Гук была максимально отстранена от реалий именно Троицка: она говорила, что мэрия даст новым москвичам станции метро за МКАД, рабочие места, новые дороги, парки и т.д.
Владимир Дудочкин рассказал собравшимся, что по дорогам, которые построят в Новой Москве, можно будет ездить «с крейсерской скоростью». Несмотря на то что Дудочкин — мужчина за пятьдесят, плотного телосложения, появляющийся на публике в деловых костюмах, — он рассказал, что любит ездить на велосипеде и вскоре Троицк ждет прокладка велодорожек. Также в Троицке должно появиться множество новых социальных объектов и парков: даже недавно ушедший из жизни Эльдар Рязанов, как оказалось, хотел создать некий литературный парк рядом с Троицком.
Лояльная публика в зале заполняла все паузы речей Гук и Дудочкина аплодисментами и даже развернула самодельный плакат с надписью «Мы за развитие».
«Я как Песков», — сыронизировал Дудочкин и взял на себя функции модератора собрания. Люди в зале поднимали руки, чтобы задать вопрос, и Дудочкин давал указания, кому давать микрофон, кому нет.
публика в зале заполняла все паузы речей Гук и Дудочкина аплодисментами и даже развернула самодельный плакат с надписью «Мы за развитие»
Если бюджетники высказывались слишком подобострастно, Дудочкин немного иронизировал над ними, если микрофон вдруг попадал к жителям, интересовавшимся судьбой леса или логикой дорожного строительства, Дудочкин немного язвил в их адрес.
От бюджетников выступали в основном руководители различных троицких учреждений. Они высказывались «за развитие», затем нахваливали свои структуры и просили у Татьяны Гук себе новые здания, побольше.
Единственный вопрос жителей, на который архитектурный чиновник Гук ответила по существу, — объяснила, что мэрия вряд ли откажется от масштабного дорожного строительства в лесу рядом с Троицком: пусть троитчанам не все из планируемых дорог нужны, но они будут проложены в рамках глобальной стратегии развития дорожной сети Новой Москвы.
Разошлись участники слушаний спокойно. Татьяна Гук заявила БГ, что не уполномочена отвечать на вопросы СМИ, переадресовав в пресс-службу Москомархитектуры. Троицкие лесозащитники готовятся к новым кампаниям.