Гражданину Северной Кореи отказали в статусе беженца в России. Ему грозит высылка на родину. Российские правозащитники озадачены. По их словам, в КНДР перебежчика в лучшем случае ждут пытки, в худшем – смерть.
История Кима (настоящее имя беженца правозащитники не называют из соображений его безопасности — прим. БГ) началась много лет назад. В 1995 году в КНДР разразился страшный голод, который, по данным ООН, с 1995 по 1999 годы голод унес от 10 000 до 3 000 000 жизней. Голод был вызван резким сокращением международных поставок продовольствия и низкими урожаями в стране, а также погодными условиями (наводнения, засухи).
Из-за этого 17-летний юноша Ким сбежал из КНДР в Китай. В КНР молодой человек прожил нелегально около десяти лет. Получить там статус беженца он не мог, так как Китай не присоединился к Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженца», а своего законодательства о предоставлении убежища не имеет. В итоге Кима поймали и выслали на родину в Северную Корею. Там его за побег отправили в трудовой лагерь.
По данным ООН, в КНДР существует целая сеть концентрационных лагерей, в которых находится около 200 тысяч заключённых. Как утверждается в официальных докладах организации, в этих лагерях используется рабский труд, систематические пытки и убийства заключённых.
Из заключения Ким бежал с другими заключёнными. Так молодой человек снова оказался в Китае. Беглец мог бы сразу бежать в Россию, между КНДР и РФ есть водная граница протяженностью 39 км, но жители Северной Кореи все же чаще бегут в Китай. Там границы более «прозрачны», пояснила БГ член Комитета «Гражданское содействие» Елена Буртина.
В Китае Ким оставаться не захотел и стал искать путь в более безопасное место. В интернете он вычитал, что в Сибири якобы есть лагерь для беженцев из КНДР. Весной 2013 года Ким нелегально перешел границу с Россией в Амурской области. Молодой человек сдался российским пограничникам и попросил проводить его в убежище. Так и выяснилось, что никакого лагеря в РФ не существует, зато существует уголовная ответственность за незаконное пересечение границы. Кима арестовали.
В СИЗО Ким объявил голодовку и стал требовать встречи с представитями миграционной службы. Акция протеста оказалось успешной — к нему пришли представители Миграционной службы по Амурской области, приняли заявление на статус беженца и в течение часа дали официальный отказ. На основании пп. 4 п. 1 ст. 5 закона «О беженцах», человек находящийся под уголовным преследованием, не может получить статус беженца. При этом, согласно конвеции ООН, Кима нельзя было привлекать к уголовной отвественности, так как он сразу попросил убежище в России.
В итоге, суд назначил северокорейцу штраф, но учитывая то, что у Кима нет денег, его освободили от наказания. Самого заключенного отпустили на свободу и он тут же поехал в Москву, где вновь обратился за убежищем. На этот раз при поддержке правозащитников из «Гражданского содействия». В 2014 году миграционная служба Москвы отказала ему в статусе беженца во второй раз.
«Ким мог бы обратиться в посольство Южной Кореи, где ему бы предоставили статус беженца, но он боится за своих родственников, которые остались в КНДР. Так как в этой стране люди отвечают за поступки родных», — сказала Буртина.
Северокореец продолжил ходить по инстанциям. Замоскворецкий суд Москвы признал отказ в статусе беженца незаконным, но когда Ким обратилися за статусом во второй раз он вновь получил отказ. Тогда молодой человек подал заявление о предоставлении ему временного убежища. Но и в этом ему отказали. По словам Буртиной, свой отказ миграционная служба мотивировала тем, что беженец не доказал, что его в КНДР могут убить.
Правозащитники настаивают: самое страшное для Кима — вернуться в Северную Корею, там его ждут пытки и смерть. Правозащитники планируют обжаловать решение миграционной службы. Однако по словам Буртиной, результат скорее всего будет отрицательный, успехов тут почти не бывает.
Из КНДР бегут из –за тотального контроля государства над человеком. Оказаться в Северокорейском лагере можно за любую провинность, даже за случайно сказанное слово. В стране процветают доносы, рассказывает правозащитница. Людей отправляют в лагеря целыми семьями. Северокорейские законы предполагают наказание в течение «трех поколений»: если кто-либо совершает преступление, то будет расплачиваться не только он, но и его дети и внуки. Все они понесут соответствующее наказание. Это, как правило, приводит к тому, что люди проводят всю свою жизнь в лагерях. Гражданин КНДР не может свободно передвигаться по стране, для этого ему необходим специальный пропуск.
Осенью 2015 года Россия подписала соглашение с властями Северной Кореи о взаимной выдаче «лиц, незаконно въехавших и незаконно пребывающих» на территориях двух стран. Как отмечает журналист Александр Подрабинек, в документе не было ни слова о правах человека или судебной защите. Высланных из России беженцев на родине ждет смертная казнь.
Договор между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) о взаимной выдаче вызвал сильное беспокойство спецдокладчика ООН по правам человека в Северной Корее Марзуки Дарусмана, передает Reuters.
«Я был сильно разочарован, когда прочитал о том, что Россия подписала с Северной Кореей договор о взаимной экстрадиции», — заявил Дарусмана. Он отметил, что, несмотря на заверения России о том, что те, кому угрожают на родине политические преследования, не будут выдаваться, существует опасность экстрадиции в КНДР политических беженцев.
По словам Буртиной, соглашение говорит о взаимной выдаче нелегалов между двумя странами. Однако российских беженцев в КНДР не наблюдается, зато беженцы из КНДР в России не редкость.
По данным комитета «Гражданское содействие», с 2004 года по 2014 год с ходатайствами о признании беженцами в ФМС России обратились 211 граждан КНДР. С заявлениями о предоставлении убежища — 170 граждан КНДР. Временное убежище предоставили 90 северокорейцам. В основном граждане КНДР сосредоточены на территории Приморского края, Хабаровского края и Сахалинской области.
Граждане КНДР на праздничном шествии в день 155-летия Хабаровска