Железные дороги выезжают на футбол
ОАО РЖД подготовило проект организации железнодорожного сообщения к чемпионату мира по футболу 2018 года. Для перевозки 500 тыс. болельщиков предлагается построить две скоростные магистрали, закупить более 100 скоростных поездов и запустить аэроэкспрессы во всех городах, где будут проходить матчи. Ускорение поездов на существующей инфраструктуре потребует переноса грузового движения. В результате итоговая стоимость проекта превысит 1 трлн руб., причем найти для него частных инвесторов никто не надеется.
"Планы по Владивостоку- 2012 и Сочи-2014 были хоть как-то осмысленны с точки зрения того, что реализация этих политических проектов параллельно подразумевала решение вполне очевидных проблем локальных городов, допустим, региона Сочи и региона Дальнего Востока, потому что ни туда, ни туда деньги долго не вкладывались, и вдруг такая возможность концентрированно решить проблему. Теперь я понимаю, что с точки зрения подачи заявки на ЧМ по футболу, никаких подобных мыслей не было.Все, что мы пока видим, — это упор на строительство высокоскоростных или скоростных железных дорог, экономическая эффективность которых более чем сомнительна. При всей замечательности поезда Eurostar Париж–Лондон, а он действительно удобный, комфортный и нашему «Сапсану» сто очков вперед даст, он до сих пор (уже лет 15) не может выйти в плюс. Этот проект экономически очень сложный, окупить его невозможно. Поток между Лондоном и Парижем в разы больше, чем поток между Москвой и Питером, и очевидно, что никакой экономической целесообразности в скоростной железной дороге со скоростью 300 км/час нет, не говоря уже обо всех остальных. Я в ужас прихожу от того, что все это дело будет стоить 1 трлн рублей. Здесь еще нет расходов на гостиницы, аэропорты, дороги, развязки… Это безумно дорогой проект, и совершенно непонятно, какие инфраструктурные задачи собирается решать правительство, если оно задумало это не ради укрепления личного пиара, а ради решения проблемы".
Дело о крышевании подмосковными прокурорами подпольных казино постепенно приобретает для сотрудников надзорного ведомства масштаб стихийного бедствия. Как стало известно «Ъ», в Генпрокуратуру РФ с ходатайством о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве обратился бывший начальник 15-го управления Мособлпрокуратуры Дмитрий Урумов. По сведениям из правоохранительных органов, в обмен на особый порядок рассмотрения своего дела, гарантирующий ему минимальный срок, господин Урумов готов дать показания на десяток бывших и действующих руководителей прокуратур Подмосковья, якобы участвовавших в коррупционных схемах. Защита обвиняемого не понимает, что заставило его изменить свою позицию.
«Чем дальше я слежу за развитием этой темы, тем больше становится очевидным то, что система погрязла и пронизана слиянием власти и бизнеса. У меня нет никаких сомнений в том, что куда ни копни, какого чиновника ни копни, у него точно найдется бизнес. Крышевание силовиками бизнеса вещь хорошо известная. В данном случае не повезло подмосковным прокурорам, в принципе, могло не повезти подмосковным милиционерам или урюпинским эфэсбэшникам. Только им погрозили пальчиком, они готовы один за другим друг друга сдавать. Это урок следующим. Если они надеются, что им удастся спрятаться, то они ошибаются. Рано или поздно все они будут на месте подмосковного прокурора, это только вопрос времени».
Завершив сделку по объединению с Wind Telecom Нагиба Савириса, главный управляющий директор Vimpelcom Александр Изосимов покидает компанию. С 1 июля ее возглавит председатель совета директоров Vimpelcom Джо Лундер.
«Я считаю, что Александр Изосимов — один из наиболее сильных российских менеджеров, менеджер международного уровня, и сама по себе сделка по созданию шестого мобильного оператора в мире означает, что по сути Vimpelcom становится первой действительно глобальной компанией в России. Ни одну другую компанию такой назвать нельзя. Все наши нефтяники-газовики, хоть и существенно больше в размерах, но концентрируют 90% своей деятельности на территории России. Я понимаю, что у Александра Изосимова свой контракт, куча собственных и семейных интересов и прочее, он дал стратегическое развитие. Притом что Лундер профессионал и к нему хорошее отношение, для нашего бизнес-комьюнити уход Александра — это очевидная потеря».
В пятницу на официальном сайте партии «Единая Россия» опубликован проект декларации «Общероссийского народного фронта» (ОНФ). В документе подтверждается готовность обсуждать программные документы с общественными организациями, которые предполагается включить во «фронт». В целом коалиция будет носить предельно неформальный характер.
«Эта тема активно обсуждается, но никто четко и внятно не может объяснить, зачем это все и для чего. У меня ощущение, что это личное просветление Владимира Владимировича, но подспудно — чем больше я читаю и смотрю, что говорят люди, — у меня растет подозрение, что схема этого «Народного фронта» будет использоваться для, если не сказать манипуляции и фальсификации выборов, нарушения избирательного законодательства в части доступа к СМИ. Это уже достаточно активно просвечивается. Написано, что на них избирательное законодательство не распространяется, что они могут говорить, все что угодно, когда угодно и все что хотят. Мне кажется, чем дальше российская власть идет по этому направлению, то есть лишает избирательную систему своей сущности, тем тяжелее будут последствия, потому что власть меняется либо в результате выборов, либо в результате потрясений. Если общество лишается возможности выбора, у него неизбежно будут какие-то потрясения. Это как с пароваркой: у нее обязательно должен быть выход пара».
Дмитрий Медведев завел реформу техосмотра
Сегодня правительство РФ представит президенту Дмитрию Медведеву предложения по реформе технического осмотра автомобилей. В конце апреля глава государства потребовал существенно упростить или вообще отменить эту процедуру. Судя по обилию идей и предложений, подготовленных в авральном режиме, чиновники и депутаты толком не знают, что от них хочет Дмитрий Медведев. Поэтому решение о том, каким быть техосмотру в России, останется за главой государства.
«Здесь интересна точка зрения Сергей Шишкарева — председателя комитета Госдумы по транспорту. Хорошо, что все участники хотя бы договорились об одном: у гаишников надо это дело забрать, потому что для них это не больше, чем кормушка, и не меньше, чем кормушка. Если забрать, то забрать».
Главу МВФ самого впору спасать
Полиция Нью-Йорка арестовала директора-распорядителя Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана. Его взяли на борту самолета компании Air France, готового вылететь в Париж, и обвинили в совершении «криминального сексуального действия„ и “попытке изнасилования». Предполагаемой жертвой главы МВФ стала горничная отеля, где он останавливался. Громкий скандал, грозящий главе ключевого международного финансового института отставкой, может иметь далеко идущие последствия — как для МВФ, реализующего программы выхода из мирового кризиса, так и для ситуации во Франции. Согласно опросам, до этой истории один из лидеров французских социалистов Доминик Стросс-Кан имел все шансы победить Никола Саркози на президентских выборах 2012 года.
«Про Стросс-Кана статью даже не читал, потому что знаю о нем больше, чем написано в «Коммерсанте». Мы знакомы, и я про его похождения знаю. Я думаю, что МВФ ожидает смена руководителя. В принципе, не исключаю, что там могут быть достаточно серьезные подвижки в руководстве. Я думаю, что после ухода Стросс-Кана может появиться кто-то из Восточной Европы или из Латинской Америки, у азиатов пока не видно очевидного кандидата, но, может, вылезет кто-то. Могу только высказать сожаление, что Россия остается вне этого процесса, потому что по непонятным причинам Россия не хочет иметь какое-то представительство в аппарате МВФ. У нас нет там людей ни на уровне директора департамента, ни замдиректоров, ни ниже. У нас есть там много людей на техническом уровне, но представительства нет, и это лишний раз говорит о том, что разговоры, что Россия — великая держава, ничем не подкрепляются. Нельзя быть великой державой, если ты не участвуешь в работе международных организаций и не направляешь туда своих специалистов».
НПЗ в мае существенно сократили производство дизтоплива.
Росстат опубликовал сводку о состоянии топливного рынка с 3 по 10 мая и динамике производства нефтепродуктов с 2 по 8 мая, которая дает статистическое описание завершения ситуации с «топливным кризисом» конца апреля 2011 года. Как и предполагал «Ъ», пик роста потребительских цен на бензин пришелся на 3 мая, неделя, завершившаяся 10 мая, принесла вдвое меньший прирост цен на топливо, чем предыдущая.
«Я думаю, что тема бензинового кризиса будет продолжаться. Конечно, она полностью сотворена руками правительства, и это еще не конец. Правительство сделало еще не все глупости, точнее последствия еще не всех сделанных глупостей проявились до конца. Поэтому меня насторожило сообщение Росстата о том, что производство дизтоплива резко сократилось. Понятно, что в это время многие НПЗ делают профилактику. Экспорт дизельного топлива — один из наиболее рентабельных, выгодных экспортов нефтепродуктов, выгоднее, чем экспорт сырой нефти. Раньше дизель был дешевле, чем бензин, а сейчас наоборот. И в этом отношении, я думаю, российским нефтяным компаниям будет выгодно экспортировать дизель и у нас могут возникнуть проблемы. Поживем — увидим».
Домодедово взяли за государственное имущество
«Ъ» удалось ознакомиться с итогами проверок, проведенных Генпрокуратурой и Счетной палатой в феврале-марте в Домодедово по поручению президента Дмитрия Медведева. Ведомства направили в Минтранс и Росавиацию предписания (есть в распоряжении у «Ъ»), где указывается на грубые нарушения законодательства в работе аэропорта. Но выявлены эти нарушения были не в ЗАО «Международный аэропорт Домодедово„, которое контролируется частными владельцами, а во ФГУП “Администрация аэропорта Домодедово» (владеет аэродромами, перронами, техническими сооружениями).
«Это очередная операция, работа Генпрокуратуры и Счетной палаты. Боюсь, что это не завершение истории, а один из шагов длинной-длинной комбинации, и думаю, что акционерам Домодедово нужно готовиться к дальнейшим проблемам».
На фоне масштабных инвестпрограмм энергокомпаний государство впервые за много лет обратило пристальное внимание на профильное машиностроение. Минпромторг представил стратегию развития отрасли до 2030 года, в которой основной упор сделан на защиту рынка от иностранных производителей и импортозамещение. Иностранцам, чтобы сохранить доступ к российскому рынку, предлагается налаживать и локализовать здесь производство, передавая технологии совместным предприятиям (СП).
«Это очень важная тема. Мне сильно не нравится линия нашего правительства, которое считает, что Россия должна развиваться, как Северная Корея, с опорой на собственные силы. Я считаю, что модернизация и новое качество российской экономики состоит в том, что мы становимся партнерами с мировой экономикой. Чем теснее мы с ней будем интегрироваться, тем лучше для нас. Для этого нужна конкуренция, для этого нужен приход иностранных инвесторов, и все эти квазисхемы, что «давайте мы будем покрывать рынок, давайте мы будем ограничивать их долю на рынке энергетического оборудования двадцатью процентами…», мне кажется, идут явно во вред. Энергетическое машиностроение — это один из немногих секторов, где у нас еще хоть что-то сохранилось в обрабатывающей промышленности. Где-то 8 лет назад, когда я работал в «Интерросе», мы вели переговоры с Siemens, которых мы очень хотели притащить в «Силовые машины» и которые сами хотели прийти туда, и был реальный шанс для того, чтобы сделать «Силовые машины» частью глобальной системы Siemens, но не срослось. И я так понимаю, что правительство сейчас еще больше пытается закрыть этот сектор. Это означает, что качество российской продукции будет еще больше отставать, мы будем все время пользоваться технологиями вчерашнего дня и, конечно, ни о каком прорыве на мировые рынки со своей продукцией речи быть не может».