Атлас
Войти  

Также по теме

У кого что болит

БГ посетил московских врачей разной специализации и узнал, чем именно и почему болеют москвичи

  • 14832
Gautier

Анжела Меркулова, акушер-гинеколог: «В основном мои пациентки приходят ко мне по страховке от работодателя. Это целеустремленные образованные женщины, сосредоточенные на карьере. Все страшно утомленные, нервозные, вспыльчивые и плаксивые. Такая повышенная эмоциональность, даже агрессивность, ­характерна для синдрома хронической усталости. На приемах часто приходится оказывать психологическую помощь, уговаривать, утешать. Довольно непросто изменить отношение человека к проблеме, убедить в том, что лечение поможет. К сожалению, в нашей клинике нет психоте­рапевта, да и страховка такие услуги все равно не покрывает.

Главная проблема москвичек — нарушения менструального цикла и, как следствие, трудности с репродуктивной функцией. В Москве ситуация ухудшается с каждым годом, все большему количеству молодых женщин сложно забеременеть в первый раз. И я не говорю о тех случаях, когда в анамнезе какие-то проблемы или есть предрасположенность по материнской линии. У здоровых де­вушек 18–25 лет случаются проблемы с первой беременностью, которая либо не наступает, либо не развивается. Эту тенденцию также отмечают мои колле­ги. Мы проводим полное обследование, но не выявляем никакой патологии, не можем найти причину — и добиться положительного результата, увы, тоже. Крайне сложно сделать что-то в такой ситуации, обнадеживает лишь то, что ­вторая беременность проходит успешно примерно у 80% пациенток. И никто эту проблему не изучает, хотя можно было бы собрать интересный статистический материал.

Еще растет число женщин, страдающих первичной недостаточностью яичников. Ко мне приходят пациентки репродуктивного возраста моложе 35 лет, а функция яичников у них снижена вплоть до раннего климакса. Яйцеклетка не образуется, поэтому беременность не наступает, и женщине грозит преждевременное старение. Сейчас я наблюдаю несколько подобных случаев, и лишь в одном из них можно говорить о генетической предрасположенности. Самой юной пациентке с таким заболеванием всего 24 года.

Многим моим пациенткам в дальнейшем приходится прибегать к экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО). Вообще, ко­нечно, жизнь в мегаполисе наносит силь­ный удар по репродуктивному здоровью человека. Снизить степень негативного воздействия может лишь здоровый образ жизни — ну или переезд за пределы города. Москвичам нужно гулять на свежем воздухе хотя бы в выходные дни и не забывать о физической нагрузке в будни.

При этом, кстати, проблема инфекций, передающихся половым путем, в Москве отходит на второй план. Это было актуаль­но еще десять лет назад, а сейчас все прекрасно информированы: полно и статей, и телепередач, и интернет с социальной рекламой помогает».

Анна Карнеева, врач-ординатор ­мужского лор-отделения: «Половину нашего стационара всегда занимают молодые люди от 18 до 30 лет с переломанными носами и другими травмами лица. Из них каждый второй поступает в состоянии алкогольного опьянения. В праздничные дни и после футбольных матчей количество таких пациентов увеличивается в разы. К травмоопасным дням также относятся пятница и суббота, а еще много работы бывает в среду, видимо, мужчины отмечают и се­редину недели тоже. Обычно говорят, что неудачно упали. Любители разобраться на кулаках крайне редко обращаются в полицию.

А на прием к нам чаще всего приходят мужчины старше 50 лет, страдающие хроническим гайморитом или отитом. Многие из них впервые обращаются к врачу, хотя болеют долгие годы и все основательно запустили. Другое дело — те, кто приходит на плановую операцию: они как раз думают о своем здоровье. Самая распространенная плановая операция — коррекция искривленной перегородки носа. Во­обще-то, исправлять перегородку вовсе не обязательно, оперативное вмешательство требуется, только если есть трудности с дыханием или это состояние провоцирует развитие гайморитов и отитов.

 Настоящий бич горожан — это сосудосуживающие капли от насморка.
 Ими сплошь и рядом пользуются дольше семи дней, хотя делать это нельзя ни в коем случае: слизистая оболочка в носу покры­та мерцательным эпителием, ресничками, которые двигаются волнами, очищая от микробов и пыли, поддерживая нормальную флору. Эти реснички атрофируются, если применять сосудосуживающие капли дольше, чем положено. Из-за этого ухудшается отток из носовых пазух, что приводит к обострению гайморита, и дело может кончиться операцией».

bidloo

Елена Плешкова, дерматовенеролог: «Один из самых распространенных диагнозов среди жителей Москвы — вирус папилломы человека (ВПЧ), мно­гие заражены герпесом и хламидиозом. Противовирусные препараты стоят до­рого, а большинство моих пациентов — юноши и девушки, и лечение им просто не по карману. Кроме того, большой город негативно влияет на иммунную систему, жители мегаполисов вообще чаще других страдают инфекцион­ными заболеваниями.

Существует множество разновидностей вируса папилломы человека. Это заболевание часто проходит без выраженных симптомов, иногда проявляясь в виде новообразований на коже и слизистых — папиллом, бородавок, кондилом. Заметить болезнь непросто, а последствия, если не начать лечение вовремя, могут быть тяжелыми. Длительное присутствие этого вируса в организме женщины по­вышает риск развития онкологических заболеваний, в частности рака шейки матки. Кроме того, ВПЧ может стать причиной бесплодия и нарушения развития плода. На фоне ВПЧ нередко развивается синдром хронической усталости.

Самыми распространенными венерическими болезнями 20–30 лет назад были сифилис и гонорея. Практиковалось принудительное лечение, для этого существовали специальные стационары, о заболеваниях сообщали на работу, выявляли контакты. В стационаре с такими паци­ентами было нелегко: лечим их от сифилиса, а они по ночам из мужского отделения в женское бегают на романтические ­свидания. Хорошо, что сейчас все это в прошлом, но малообразованные в своей массе люди по-прежнему не желают относиться к своему здоровью от­ветственно. Люди боят­ся идти к венерологам, лишь немногие проходят обследования регулярно, и в большинстве случаев нам приходится иметь дело с запущенными состояниями».

Игорь Олейчик, психиатр: «Москвичи жалуются на раздражительность, упадок сил и плохой сон, рассказывают о нервозности, стрессах, а если ситуация совсем выходит из-под контроля, говорят, что у них «поехала крыша».

  Но главное, люди ­чувствуют: их психи­ка нестабильна. 
Свое состояние они склонны объяснять переутомлением. А когда начинаешь разбираться, то в большинстве случаев выявляешь депрессию.

В мире ежегодно не менее 200 миллионов человек заболевают депрессией, но да­леко не все обращаются к врачам, неправильный диагноз установлен у 70% людей, страдающих этим заболеванием. И даже те, кто обратился за помощью к специа­листу, почти в половине случаев не получают адекватное лечение антидепрес­сантами. У молодых людей от 18 до 25 лет депрессивные состояния часто связаны с трудностями в учебе, несданной сессией. Люди старше 35 лет изнурены напряженной работой и страдают от тревожных состояний, панических атак. Усугубляют дело высокий темп жизни и громадные объемы информации, с которыми приходится работать людям. Многие вечером снимают стресс, чаще всего — пивом и слабоалкогольными коктейлями, хотя алкоголь только маскирует депрессию. Достаточно быстро формируется порочный круг: чем больше усталость, напря­жение — тем больше алкоголя требуется, чтобы снять стресс, и тем тяжелее пере­носить нагрузки на следующий день. Ну а в пятницу уже можно отправиться в законный загул на 2–3 дня. Как правило, люди не понимают, что с ними проис­ходит. Тревога может стать причиной одышки, учащенного сердцебиения, головных болей, проблем с желудком. К психиатрам же люди идти боятся — думают, что в диспансере их поставят на учет, выдадут «черную метку», хотя такие меры давно отменены».

Тамара Жучкова, дерматокосметолог: «По большей части на прием приходят горожане, страдающие угревой болезнью, аллергическими проявлениями или различными новообразованиями на коже — родинками, папилломами, бородавками. Кроме того, многие озабочены вопросом коррекции возрастных изменений. За­метно чаще к косметологам стали обращаться мужчины — раньше-то они приходили лишь в крайних случаях. Мы обязательно опрашиваем людей, собираем анамнез. Выяснилось, например, что у многих пациентов обострение основно­го заболевания, например тех же угрей, случается после переезда в Москву из небольшого города. На это влияет совокупность многих факторов: непривычная пища, другой состав воды, стресс и увели­чение нагрузок, нерегулярный сон и московские пробки.

Пациенты, особенно молодые люди, часто отмечают, что у них нет возможности нормально высыпаться, питаться во­время. При этом, мне кажется, пациенты стали более образованными: сперва изучают вопрос в интернете, а потом уже, подготовленные, приходят к врачу. Хотя изредка все-таки при­ходится сталкиваться с последствиями неправильного лечения. У меня бывали пациенты, которые прибегали к помощи народных целителей и в результате значительно ухудшили свое состояние. Но, слава богу, прошло время, когда все повально занимались самолечением».

Мария Петрова, ­офтальмолог: «Москвичи чаще всего жалуются на резкое ухудшение зрения — пациенты рассказывают, что этому предшествова­ло перенапряжение, подъем тяжестей или длительная работа за компьютером. Очень многие ссылаются на экологию — например, летом 2010 года практически все мои пациенты говорили, что им стало хуже из-за смога. Если говорить о конкретных болезнях, за последние годы увеличилось число людей, страдающих катарактой, связанной с помутнением хрусталика, и глаукомой, характеризующейся повышенным внутриглазным давлением.

Думаю, высокая распространенность этих заболеваний может быть связана с повышенной инсоляцией (облучени­ем солнечным светом), нарушением ­питания и отсутствием регулярных дис­пансеризаций. Основные глазные заболевания выявляются в ходе обследований, это особенно важно в подростковом возрасте, чтобы начать лечение как можно раньше. Например, близорукость чаще проявляется в юном возрасте и может прогрессировать в течение жизни. После 40 лет существенно возрастает риск развития катаракты и глаукомы. Посещать офтальмолога следует не реже одного раза в год. Но у москвичей не хватает ­времени, а часто и желания. Ситуацию в столице хорошо характеризует история пациента, который пошел к врачу только тогда, когда ослеп на оба глаза».

Александр Братанов, стоматолог: «Глубокий кариес остается самым распространенным диагнозом в Москве — несмотря даже на то, что в мегаполисах больше заботятся о гигиене полости рта (все-таки презентабельная внешность тут играет важную роль), почти у всех моих пациентов серьезные проблемы с зубами. В основном приходят женщины всех возрастов. Мужчины приходят, когда лечить уже нечего, пора носить протезы. Недавно я делал для одного дядечки протез верхней челюсти, закончил, показываю ему, а он даже в зеркало смотреться не стал: есть чем жевать — уже хорошо. Мне кажется, что на регулярные обследования ходит в основном молодежь. Особенно боится визитов к стоматологам старшее поколение, причем мужчины больше женщин, это все кошмарные воспоминания о со­ветских зубных врачах. Приходит уверенный в себе бизнесмен, садится в кресло, а с него пот ручьями течет, ассистент не ­успевает салфеткой ­вытирать.

 Многие москвичи ездят лечить зубы в другие города, там стома­тологические услуги обходятся дешевле.
 Мне часто приходится переделывать работу этих недорогих мастеров. У нас ужасная ситуация с образованием, врачей ничему не учат, приходится крутиться само­му, посещать курсы, конференции и выставки. Видимо, в регионах дела с этим обстоят еще хуже.
Большинство ста­тей на тему здоровья в интернете — полная ерунда, не стоит доверять форумам. Люди сами ставят себе диагнозы и, что самое неприятное, объясняют врачу, как правильно лечить. Огромное количество времени приходится потратить, чтобы переубедить пациента».

quain

Сергей Романов, травматолог: «Самая распространенная травма ­среди мужчин — перелом пястных кос­тей. Это настоящее стихийное бедствие, ежедневно к нам поступают несколько десятков человек, часто в нетрезвом состоянии. Мужчины обычно просто со злости бьют кулаком в стену. Юноши получают такую травму в драке. Москвичи стали более агрессивными, постоян­но конфликтуют, лезут в драку, причем с оружием. Ранения получают, пытаясь перехватить нож или выбить пистолет из рук противника. Большинство паци­ентов пытаются скрыть факт драки: подростки боятся родителей, те, кто постарше, — полиции.

Вообще, за последнее время в Москве существенно изменилась структура травматизма. Долгие годы нам приходилось лечить производственные травмы, теперь это редкость, фабрик и заводов в городе почти не осталось. Судя по всему, пиротехнические изделия стали более качественными или люди — осторожными, потому что количество травм, связанных с ни­ми, значительно снизилось. 

 Москвичи ­продолжают получать тяжелые увечья на даче, чаще всего к печальным последствиям приводит работа циркулярной пилой. 

В основном же к нам обращаются люди, страдающие дегенеративно-­дистрофическими изменениями и не­инфекционными воспалениями. Пер­вые распространены среди мужчин ­старше 45 лет, это обусловлено генети­ческой предрасположенностью. Так, при контрактуре Дюпюитрена пальцы перестают нормально разгибаться, пациенты жалуются, что им трудно умываться, не удается зачерпнуть воду. С этой бедой мы успешно справляемся, после операции функция полностью восстанавливается. А для женщин, и особенно для молодых мам, характерны неинфекционные воспаления сухожилий, например — болезнь де Кервена, при которой пальцы больно сгибать и разгибать. Раньше это заболевание называли болезнью стенографисток или пианисток, к воспалению часто приводят однообразные движения, непривычная нагрузка. У девушек и женщин среднего возраста нередко приходится диагностировать синовиальные кисты — новообразования, заполненные жидкостью, которые относятся к опухолеподобным заболеваниям. Эта патология обусловлена особым строением соединительной ткани, которое также может проявляться в виде плоскостопия и варикозного расширения вен. У мужчин эти заболевания встречаются гораздо реже».

Елена Чедия, врач-диетолог: «Как правило, ко мне обращаются люди, страдающие ожирением. Москвичам приходится тяжело, жизнь в мегаполисе почти не оставляет шансов вести здоровый образ жизни. Плохая экология, отсутствие режима питания, нарушения сна и множество соблазнов вокруг — тот же фастфуд. Правда, заметно, что люди все чаще выбирают цельнозерновой хлеб, покупают больше овощей и фруктов, стараются чаще есть рыбу, исключают из рациона сахар и ограничивают соль, хотя московские показатели все еще далеки от идеальных. Мои пациенты жалуются на бо­ли в суставах, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, часто упоминают, что лишний вес мешает им устроиться на работу. Отдельная проблема — детское ожирение. В Европе каждый пятый ре­бенок страдает этим заболеванием, у нас дела пока обстоят лучше, но количество юных пациентов в нашей клинике постепенно растет. Люди старше 45 лет чаще страдают ожирением, в том числе пото­му что обменные процессы с возрастом замедляются, изменяется гормональный фон, а привычки остаются прежними.

Огромный вред здоровью наносит гиподинамия (низкая физическая нагрузка), многие ездят на личном транспорте, да что там — люди предпочитают проехать на автобусе даже одну остановку. Для того чтобы похудеть, необходимы физические нагрузки, но какие могут быть упражнения, если человеку из-за лишнего веса трудно даже ходить? Конечно, когда приходит человек, вес которого перевалил за 200 кг, не понимаешь, как вообще можно было довести себя до та­кого состояния?! Выясняется, что далеко не все в Москве знают о том, что существуют места, где им могут помочь. Лю­ди обращаются в районную поликлинику, но ничего путного, как правило, из этого не выходит. Многим просто некогда ходить по врачам. Недавно в клинику Института питания РАМН на прием пришел мужчина весом в 250 кг. Рассказал, что раньше ездил на «жигулях», потом пересел за руль джипа, а теперь вообще ни в одну машину не помещается. Только это обстоятельство и заставило его найти время прийти к врачу. Мужчина он пока молодой и чувствует себя отлично, но, если не начать лечение, состояние будет быстро ухудшаться».

Vimont
Борис Лямин, уролог–андролог: 
«Чаще всего мне приходится диагностировать у мужчин хронический простатит. Это самое распространенное уроандрологическое заболевание в странах с холодным климатом. Простатит может быть вызван различными инфекциями, в том числе передающимися половым путем. Причиной болезни также может стать отсутствие половой жизни. 
 Предстательная железа должна регулярно опорожняться во время семяизвержения, поэтому мужчине необходимо заниматься сексом не реже трех раз в неделю.
 В противном случае возникает застой, который может спровоцировать развитие неинфекционного простатита. К со­жалению, у москвичей на секс нет ни сил, ни времени.

40 лет — критический возраст для моих пациентов, падает уровень тестостерона, а вместе с ним и мужество. Снижению потенции способствует сидячий образ жизни, курение, алкоголь, в особенности пиво. Этот напиток обычно пьют помногу, мочевой пузырь переполняется, это приво­дит к застою венозной крови в области малого таза. Кроме того, в пиве содер­жится природный эстроген, этот «женский» гормон снижает половое влечение мужчины.

Все большее число моих пациентов страдает репродуктивной дисфункцией, у многих снижена активность сперматозоидов. Ухудшение происходит букваль­но на глазах. В 18 лет у пациента еще нормальная спермограмма, к 25 годам активность снижается, а в 30 лет в семенной жидкости сперматозоиды могут просто отсутствовать».
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter