Фото: Армен Асратян
На улице мокро. В прихожей в грязной луже около ста пар обуви. Люди в разноцветных носках хаотично передвигаются по большой трехкомнатной квартире на Петровском бульваре, где находится Московский центр буддизма Алмазного пути. На кухне объявление: «Обед с ламой — 150 рублей». За небольшим столом сидит человек 30 (
Периодически на кухню заходят работники центра и объявляют: «Господа буддисты, пожалуйста, освободите кухню, а желательно и центр». Но никто не слушает. Все свои. Встречаясь друг с другом, они обнимаются каждый раз минут по пять, потом держатся за руки, прикасаются к лицам и волосам друг друга, потом снова обнимаются. Некоторые плачут.
Обещанный лама к обеду не выйдет, 150 рублей потрачены впустую: лама Оле в своей комнате делает девушке-буддистке Мо. Мо — это такое гадание. У девушки вчера ночью ограбили квартиру, и теперь она с помощью Мо хочет узнать, кто это сделал. Лама Оле может сделать Мо кому угодно, но он никогда не делает Мо себе, потому что хочет, чтобы все впечатления и события оставались для него свежими. Лама никогда не откажет просящему, ради этого он иногда не ест и не спит неделями.
— Я не знаю, нужно ли мне Мо? — с мужчиной в протертых черных носках делится девушка в носках с зелеными лягушками. — То есть вот есть вопрос, но я не знаю, хочу ли я Мо. Наверное, все-таки нет. Он ведь может и без Мо просто увидеть и сказать мне что-нибудь, да?
— Ты очень четко сформулируй вопрос, потом посмотри: если возникнет пауза между интервью, ни у кого вопросов не будет, подбеги и спроси . Весь центр замирает, когда лама Оле — загорелый атлетический датчанин в американских армейских штанах, армейской майке и зеленых армейских носках — выходит из комнаты и направляется на кухню давать интервью. Он ходит согнувшись, потому что полтора года назад у него не раскрылся парашют и он упал на бетонные плиты, переломав себе все что можно. Только недавно избавился от костылей. Это было так. На одной из своих лекций он встретил хромающего мальчика, отдал ему свои костыли и пошел.
По дороге на кухню лама Оле касается рукой всех, кто стоит по стенке, как какой-нибудь рок-музыкант по дороге на сцену. Некоторых касается лбом. Особенных — обнимает и целует. Минуты по две каждого.
ТАКИЕ, КАКИЕ ЕСТЬ
Лама Оле — проповедник нового буддизма для новых людей. Он не ходит в желто-красных одеждах, не бреет голову, не живет в монастыре в Тибете. Он седой
Вагид Рагимов, личный переводчик ламы Оле в России, который всегда и везде с ним, сидит в джинсах, майке и полосатых носках посреди кухни, задумчиво рассматривая свою зеленую зубную щетку. Вагид очень красивый и очень стеснительный и все время говорит себе под нос. Сегодня Вагид вместе с ламой уедет в Питер, вот и взял с собой из дома зубную щетку — больше ему все равно ничего не нужно. Буддистом Вагид стал в
Александр Койбагаров попал к буддистам тоже случайно. По профессии он физикохимик, всю жизнь занимался биохимией и всегда ужасно мучился вопросом бессмертия. Читал Кастанеду, увлекался эзотерикой — все как обычно. А потом его
— Буддизм — единственная религия, в которую не надо верить, не надо отказываться от своих принципов, буддизм не навязывает догм. Если ты атеист, сложно выбрать теистическую религию. Я человек науки, мне нужно понимать, мне нужно рациональное объяснение.
Этот текст
НА ВСЕХ ПАРАХ
Алмазная колесница — так называется самый популярный и распространенный в Европе путь в буддизме, который, в отличие от других, обещает быстрое достижение просветления. Алмазная колесница учит, что мир уже совершенен, что совершенен человек, что он уже просветлен, вся проблема в ясности ума — надо всего-навсего раскрыться. В Алмазной колеснице четыре школы, предназначенные для разных типов учеников. Разные медитативные практики, разные учителя. Гелукпа, одна из них, имеет дело с людьми, которые все время запутываются в жизни и в себе, главная их цель — разобраться в себе, избавиться от неуверенности и открыть свой ум. Нингма — для людей, у которых основная проблема гордость и злость, они медитируют для достижения любви и открытости. Сакья — для ученых. Они занимаются более глубинным познанием теории буддизма. Наконец, Кагью — для людей, у которых в жизни слишком много привязанностей. Ученики Кагью занимаются всем сразу, пытаясь избавиться от стереотипов и иллюзий, раскрыть свой ум и увидеть мир, какой он есть. Кармапа — глава школы Кагью. Именно он наказал молодому датчанину открыть путь Будды всей Европе.
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ СЧАСТЬЕ
— Будда объясняет, как все устроено. Это карма. Когда ты делаешь так, ты получаешь такой результат, делаешь так — другой результат. Это всегда на усмотрение людей, что они делают. Здесь нет
Рядом с ламой Оле еще один переводчик — Лена Леонтьева, молодая симпатичная девушка в синих носках и майке в обтяжку с
— Сначала ты наполняешь свой ум счастливыми впечатлениями, — говорит лама, — хорошими желаниями, добрыми мыслями, приятными поступками, и когда они снова будут всплывать из подсознания в твоем уме, ты будешь счастлив. Но это относительное счастье. Ты удаляешь негативные картинки и вставляешь туда другие. Но есть другой уровень, и это абсолютное счастье. Это когда ты можешь наслаждаться самим разумом, своим умом, как когда ты наслаждаешься глубиной океана под волнами, это твое осознание, которое за всеми вещами, которые можно осознавать. Когда ум начинает чувствовать сам себя, а не только то, что в нем происходит, не только явления, то ты счастлив постоянно.
КАК СТАТЬ ЛАМОЙ
В
— Это очень важно, что лама Оле не мифический персонаж, а реальный человек, у которого были проблемы, но который с нуля сделал себя сам и даже по мирским меркам довольно успешен, — говорит Александр Койбагаров. — Важно, что своим примером Учитель демонстрирует свое же учение. Он один распространил учение по всей Европе, вдохновил десятки тысяч учеников, он красивый и реальный, в нем нет мистического флера, он ходит в обычной одежде и читает New York Times, он такой же, как мы, он спит 4 часа в сутки и сам верит в то, что говорит. А еще — что он показал людям, что буддизм это не
О СТРАХЕ НИ СЛОВА
Мировая популярность ламы Оле достигла таких высот, что график его мирового турне расписан на годы вперед. Из России он полетит в Японию, оттуда в Индию, потом в Австралию, потом в Америку, Данию, Германию, снова в Америку, Мексику, Перу, Швейцарию и так далее. В год он выпускает по десять книг на самые животрепещущие темы. Самая известная из них, уже более десяти раз переизданная на 25 языках мира, — «Каким все является. Современное введение в учение Будды». Сейчас лама Оле заканчивает одновременно три новые книги: «О смерти и перерождении», «О любви и партнерстве» и «О бесстрашии». Причем про бесстрашие — самая важная. В Америке имя ламы Оле Нидала известно не очень хорошо, потому что, как говорит лама Оле, его издатель не очень хороший пиарщик. Так вот, этот издатель решил, что если лама напишет о
Популяризация идей — это хорошо, по мнению ламы Оле. Если хорошего немного — это хорошо. Если хорошего много — это еще лучше. Буддизм не удел особенных. Буддизм — для всех. Но каждый в буддизме особен, совершенен. Несмотря на то что всю свою жизнь лама Оле посвятил освобождению от привязанностей, есть две вещи, от которых он сходит с ума: прыжки с парашютом и езда на мотоциклах.
— Я стараюсь иметь меньше вещей, но у моих друзей есть офигительный BMW, они дают мне прокатиться. Я знаю места во Французских Альпах, где нет никакой полиции. И нет ничего прекрасней, чем когда втапливаешь газ и включаешь «I lose my mind» Эминема.
ТАКОЙ ВОТ БУДДИЙСКИЙ ВЗГЛЯД
Просветленный лама Оле сидит на кухне московского центра и ест борщ. Каждые две минуты на кухню заходит какая-нибудь девушка, делает ему чай, а заодно нечаянно касается его руки. Лама Оле относится к этому со снисхождением: он понимает, что для девушек это возможность зарядиться энергией. Журналистов он трогает по собственному желанию, от щедрости.
— Ум бессмертен. Но не тела. Трудность у людей возникает, когда они слышат о реинкарнации, потому что они думают, что мозг производит ум. В этом случае разрушается и мозг, и ум. Мозг не радиостанция, а радиоприемник. Ум — это программа, она работала и была изначально. И сейчас она работает посредством этого тела, но когда оно исчезнет, трансформируется, то будет работать посредством другого тела. Такой вот буддийский взгляд. Я в этом уверен, потому что я помню
— Вы были женаты в прошлой жизни?
— По крайней мере мы были любовниками.
— А вы когда-нибудь ссоритесь с женой?
— Нет, мы оба хорошо воспитаны. Мы оба образованные люди, мы не ссоримся.
— Никогда со дня знакомства?
— Ни разу.
— Почему не всем так везет в любви?
— Люди расстаются, когда у них нет ничего надличностного. Если людей держит вместе тот факт, что он по вечерам приносит деньги, а она печет пироги, как его мама, — это не то.
— А что должно держать их вместе?
— Людей должно держать
— Если любовь не светит другим, это не любовь?
— Это привязанность. Это всегда связано с контролем, чтобы притягивать, отталкивать.
Через некоторое время в квартире этажом выше, которую снимают его ученики, чтобы быть ближе к центру, лама Оле дает свое последнее московское интервью глянцевому журналу «Архидом». Две девушки спрашивают его о доме, о фэн-шуй, о свете и пространстве. Он трогает их за руки, показывает, где у них сердце, касается лбом лба, и по немного неуместным улыбкам на их лицах сразу становится понятно, что в этот момент от него к ним действительно переходит энергия. В конце интервью он обнимает одну из них (в телесных чулках) и спрашивает:
— У тебя есть мужчина, чтобы родить от него детей?
— Я ищу его.
— Ты найдешь. Для тебя это не должно быть проблемой. Раскрой себя.
Через два часа лама Оле Нидал выйдет на сцену СДК МАИ, где пели БГ, «Алиса» и «ДДТ», посмотрит на полуторатысячную толпу, улыбнется и скажет: «Человек уже совершенен. Раскройте себя. Вы заслуживаете счастья!» — и еще несколько случайных зрителей станут буддистами. Как они это понимают.