Атлас
Войти  

Также по теме

Третье лицо

Егор Мостовщиков сходил на случайно выбранное заседание в Останкинский районный суд

  • 4065
Суд

Время застыло. Настенные часы в зале №202 остановились на отметке 10.58, хотя уже половина двенадцатого. Один из представителей истцов, загорелый мужчина с косматой бородой и длинным хвостом, долго шаркает по полу ­ногой, потом поднимает глаза на ча­сы, улыбается и говорит: «Что-то мы все сидим-сидим, а время все стоит». Сами истцы — авторы песен популярной в 1990-е группы «Мираж», кото­рые требуют 900 тысяч рублей от компании «Объединенные медиа. Креатив энд продакшн хаус» за нарушение их авторских прав, — на процесс не ходят.

14 сентября 2011 года на телеканале Рен-ТВ вышла программа «Звездные истории» с сюжетом про солистку группы «Мираж» Светлану Разину. В ней использовались песни «Я больше не прошу», «Эта ночь» и «Музыка нас связала». Композитор Андрей Литягин, создавший группу «Мираж», считает, что телеканал без согласия и без заключения договора использовал их произведения и нарушил исключительные авторские права. Ответчик же считает, что, во-первых, авторы для начала должны доказать свои права, а во-вторых, что они использовали не тексты песен и ноты, а фрагменты видеозаписей концертных выступлений, и поэтому никакие права нарушены не были. Что же ­касается денежного вознаграждения, ­ответчик настаивает, что заплатить должно Российское авторское общество (РАО), которому ответчик делает выплаты по договору. Дело постоянно притормаживают, а судья, который вел процесс, то ли заболел, то ли уехал в отпуск, поэтому утром дело передали другому судье, но он тоже все никак не выйдет.

В другом конце судебного коридора сидит щуплый небритый мужчина с пышной прической длинных седых кучерявых волос, похожий на поп-звезду, уверенную, что на дворе все еще 1980-е, и трет глаза, чтобы не заснуть. На нем потертые джинсы-клеш, остроносые кожаные туфли, полупрозрачные солнечные очки на макушке и заправленная в джинсы полосатая рубаха с узором из микрофонов, магнитофонов и катушечных кассет. Он молча встает, поднимает свой яркий клетчатый пиджак, папочку документов, два телефона и iPad, подходит к окну и высовывается на улицу. Мужчину зовут Алексей Горбашов, он бывший гитарист группы «Мираж» и соавтор их песен, но в суд на телевизионщиков не подавал. На процесс его позвали «Объединенные медиа» в качестве третьего лица — участника гражданского процесса, юридически заинтересованного в исходе спора, — и это его первое заседание по делу. 
 «Я рос в Люберцах, и у нас таких, как Литягин, отводили за школу и били до первой крови, чтобы объяснить человеку, что такое хорошо, а что такое плохо. И все, кто со мной рос, выросли нормальными людьми. Человек в следующий раз думал, стоит ли так себя вести: кляузы писать, в суд подавать.

В конце 1980-х молодой гитарист Алексей Горбашов играл в группе «Альфа» и успел попасть в КГБ за то, что устроил в родном Московском институте электронного машиностроения (нынешний МИЭМ) концерт группы «Аквариум», а в 1988 году его друг, распространявший музыкальные пластинки, организовал студию звукозаписи, что по тем временам было невероятной роскошью. Горбашов стал работать в ней над сольным альбомом и однажды познакомился с основателем «Миража» — клавишником Андреем Литягиным, успевшим уже выпустить первую пластинку группы. Они стали давать друг другу слушать свои наработки, менялись мелодиями, проигрышами, играли вместе — что-то шло в альбом к Горбашову, что-то во второй диск «Миража». А когда дошла очередь до регистрации песен во Всесоюзном агентстве по авторским правам (ныне РАО), Горбашов отдал все права Литягину, потому как был уверен, что после истории с «Аквариумом» ему ничего зарегистрировать не дадут.

За следующие 20 лет группа «Мираж» поменяла не одну солистку, а клавишник Андрей Литягин стал инициатором и участником целой череды судебных процессов. Он судился с каналом ТНТ за использование одной из его песен в «Доме-2», хотел запретить распространение диска группы «Не в первый раз» в исполнении одной из бывших солисток «Миража», пытался признать недействительным договор о передаче им солисту другой своей группы — «Маленький принц» — прав на музыкальные произведения. Горбашову в начале 2012 года он также запретил исполнять песни «Где я», «Море грез», «Музыка нас связала», «Наступает ночь», «Новый герой», «Снежинка», «Снова вместе», «Я больше не прошу», «Я снова вижу тебя», хотя за два года до этого Никулинский суд признал соавторские права Горбашова на эти песни. Теперь на концертах группы «Мираж 90-х», в которой играет Горбашов, эти песни фанаты допевают самостоятельно.

Наконец слушание начинается. Ответчик представляет суду третье лицо — Алексея Горбашова, представители истца просят предъявить им отчет из РАО, ответчик запрашивает документы одного из множества дел, связанных с Литягиным, из арбитражного суда. Судья выслушивает все ходатайства и без комментариев переносит дело еще на месяц. Все. Все свободны.

Горбашов выходит из зала одним из последних. «Я рос в Люберцах, и у нас таких, как Литягин, отводили за школу и били до первой крови, чтобы объяснить человеку, что такое хорошо, а что такое плохо, — спокойно говорит он. — И все, кто со мной рос, выросли нормальными людьми. Человек в следующий раз думал, стоит ли так себя вести: кляузы писать, в суд подавать. Ну вот показали по Рен-ТВ. Ну и чего? Мешает тебе это?» Статус третьего лица дает Горбашову возможность занять любую позицию — и ответчика, и истца, но Горбашов говорит, что еще не решил, что он будет делать: «Вообще, мне лень этим заниматься, но хочется, чтобы была справедливость».
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter