Атлас
Войти  

Также по теме

Тренеры большого города. Александр Герасименко

Тренер развития потенциала человека и преподаватель курсов ораторского мастерства Александр Герасименко рассказал БГ, почему люди боятся выступать перед большой аудиторией, как обычное выступление может запомниться слушателям на всю жизнь, и о том, как справиться со своими страхами и стать отличным оратором

  • 12327

Герасименко

О выступлениях на публике

Панический страх публичных выступлений — не все, с чего я начинал. С детства у меня была нечеткая дикция, и люди меня постоянно переспрашивали. А потом случилась одна история. Меня пригласили на свадьбу. План был — отдать цветы, поесть и вернуться домой. Но в момент, когда я спокойно сидел за столом, на весь ресторан объявили: «А сейчас напутственное слово молодоженам скажет Александр Герасименко». Поднимаю глаза от отбивной, а передо мной микрофон, свет, камера и 300 гостей… В общем, если собрать в кучу весь бред, который я когда-либо сказал в своей жизни, 90% было бы из речи на той свадьбе.

После той истории я разозлился. Разозлился на себя, на свой организм, разозлился на то, что не могу достойно держать себя перед аудиторией. Я начал читать статьи и книги о физиологии страха, публичных выступлениях, начал брать уроки у специалиста по постановке голоса. В процессе обучения у меня изменилось отношение к себе. Мне понравилось выступать, понравилось стоять на сцене, получать внимание аудитории, я стал участвовать в разных конференциях, выступал даже как стендап-комик. Позднее, как это часто бывает, хобби переросло в работу, хотя работой  я называть это не хочу.

У понятий «ораторское искусство» и «мастерство сценической речи» существует огромное количество толкований. Времена сильно изменились, и сегодня ораторское мастерство — это уже не разговор с массами, а умение влиять на мнение одного человека. Того, кто сидит в зале и думает, доверять тебе или нет. Поэтому речь должна быть персональной и искренней. 

 Необходимые составляющие сценической речи — это голос и четкость дикции

А необходимые составляющие сценической речи — это голос и четкость дикции. Вы можете менять что угодно во время вашего выступления, но четкость дикции всегда должна оставаться максимальной. Это константа.

Вообще, мы общаемся не на одном, а сразу на трех языках: на русском, на языке жестов и на языке интонаций. Мы получаем от собеседника намного больше сигналов, чем могут в себе уместить слова. При разговоре мы всегда запоминаем лишь часть, все остальное место в памяти занимают эмоции. Все потому, что три языка перемешиваются и оставляют единое впечатление.

О страхе выступать перед людьми

Страх перед публичным выступлением — это не наш страх, мы унаследовали его от предков. Мы боимся пауков, крыс и полетов на самолете, потому что наши предки в течение многих лет умирали от укусов пауков, чумы, переносимой крысами, и разбивались из-за падений самолетов. Эти страхи генетические. По той же причине мы не боимся бабочек, одуванчиков и облаков.

Страх публичных выступлений очень силен, потому что под ним есть мощная подсознательная база. Многие психологи ошибаются, когда говорят, что страх перед публикой зарождается в школе в тот момент, когда на нас впервые накричала учительница. Он не появляется — он проявляется.

Этот страх похож на битву, потому что в первый раз, когда человек стоял лицом к лицу с большой группой людей, эта группа, скорее всего, была войском, а в этой ситуации сердце обязано выпрыгнуть наружу. Еще это страх быть изгнанным из племени — если твое племя тебя отвергнет, в одиночестве ты быстро умрешь от голода или зубов хищника, поэтому тебе нужно обязательно понравиться слушателям. Провал приравнивается к смерти. Кроме того, страх перед выступлением — это и страх чужой территории. Даже лев поджимает хвост, заходя на другие земли. Еще один фактор — клаустрофобия. Я замечал, что, выступая под открытым небом, люди меньше волнуются, чем в помещениях. Наши предки избегали замкнутых пространств, потому что там они становились легкой добычей. А еще страх публичных выступлений имеет сексуальную природу. Сильный мужчина может очень уверенно выступать перед другими мужчинами, но как только в зал заходят женщины, он теряет в себе уверенность. А девушки поправляют прическу и, волнуясь, пытаются понравиться, когда в зале есть мужчины. Не то чтобы они ищут потенциального партнера, это просто рефлекс — но он берет свое.

Об ораторском мастерстве

Как правило, страх проходит через пять-шесть занятий. Но профессиональная речь — это не просто отсутствие страха. Надо научиться правильно подавать информацию, чувствовать, где вставить цитату, где пошутить, а где рассказать историю. Говоря о профессиональном ораторе, мы говорим о человеке с набором правильных привычек. Через 10–20 занятий эти привычки можно сформировать.

 Идеальное выступление всегда шокирует и обезоруживает

Идеальное выступление всегда шокирует и обезоруживает. Это что-то вроде последней лекции уже покойного Рэнди Пауша, которую он начал со слов: «У меня рак поджелудочной железы. Он разросся по печени и брюшной полости, и врачи уже ничего не могут сделать. Я умираю, и мне это не нравится».

Совершенных ораторов не существует, потому что каждый из нас ограничен своей компетенцией. Дейл Карнеги говорил, что для того, чтобы выступить перед аудиторией, человеку нужно знать в 40 раз больше, чем он собирается сказать. Отсюда можно сделать вывод, что, если выбрать очень узкую тему, выучить 100 терминов, можно очень быстро стать совершенным оратором, но с поправкой — по той самой узкой теме.

При обучении ораторскому мастерству надо помнить, что вы не просто учитесь выступать, а вырабатываете правильные привычки. Самое главное в выработке привычки — это практика и наличие обратной связи. Все остальное — перерасход времени.

Предположим, тренер по боксу вытаскивает из-за батареи доску и начинает рисовать перед сидящими боксерами длинные списки: сместите вес на левую ногу, напрягая портняжную мышцу, разверните таз с помощью пресса и косых мышц, поставьте правую ногу на носок. Это все чушь. Где будет этот список во время боя? Боксеры так не делают. Они выходят на ринг и практикуются в спарринге. То же самое относится к умению выступать — это как бокс, набор движений, а не запас знаний.

Моя задача, как преподавателя, — научить человека выступать так, чтобы он не перестал это делать. Ведь если у вас что-то очень хорошо получается, вы будете искать возможности сделать это снова, а значит, не растеряете навыки.

Советы выступающим

Во-первых, читать вслух. Это позволит привыкнуть к собственному голосу и не вздрагивать каждый раз: «О, я заговорил, ужас, я выступаю!» Во-вторых, необходимо приобрести хорошую дикцию. Это проще, чем кажется: нужно вставить между зубов пробку от вина и повторять в машине все, что говорит ведущий на радио. Говорить надо четко и громко, как если бы от чистоты дикции зависели жизни людей. 15 минут тренировки по дороге на работу и 15 минут на обратном пути за несколько месяцев вполне могут изменить распространенное «мне не нравится мой голос» на «это что, я так говорю?». В-третьих, ведение личного дневника. Со временем можно научиться записывать туда только самые важные мысли, а не весь тот поток, что приходит в голову. Эта привычка перейдет в речь, и вы научитесь говорить лаконично и только по сути.

 Не разглядывайте потолок, пол и стены. Смотрите в глаза аудитории

Выступая перед новой аудиторией, обязательно дайте ведущему листок, где написано, как вас представить. Если вы представитесь сами, вы рискуете или переоценить свои регалии, из-за чего аудитория невзлюбит вас за высокомерность, или недооценить себя и не получить заслуженной доли внимания.

Не разглядывайте потолок, пол и стены. Смотрите в глаза аудитории. Были случаи, когда в «Спикерклубе» половина зала была в восторге от выступления оратора, а остальные говорили, что не поверили ни слову. Все потому, что выступающий смотрел на одних людей и совершенно игнорировал других.

Если вы неопытный оратор, не думайте о том, что делать с руками. Просто сфокусируйтесь на своих мыслях, а руки подключатся сами. Если опыт у вас уже есть, не допускайте другую ошибку — постоянные симметричные жесты. Используйте обе руки только для акцентированных, суперважных мыслей. Одной руки хватит, чтобы показать, куда ведет ваша мысль.

Никогда не зубрите вашу речь. Если вы начнете говорить текст по памяти, он будет звучать так, будто вы читаете. Это скучное выступление, я называю такие «Брежнев без бумажки». Хорошо продумайте начало и концовку, в середине вам нужны лишь тезисы.

И последний совет. Никакое количество советов не заменит практику публичных выступлений. Общение — это всегда набор привычек. Если у вас не сформирована привычка вести себя естественно на сцене, из вас полезет что угодно, только не то, что вы хотите показать вашей аудитории. 

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter