Фотографии: Михаил Галустов/photographer.ru
Как только мы выехали из центра Самары, таксист коротко осведомился: «Водку везешь с собой?»
Я покачал головой. «Правильно! — обрадовался водитель. — Менты все равно на входе все выливают. Прямо берут — и в землю, представляешь?» Словно бы в подтверждение его слов, мы немедленно проехали речку под названием Сок. «Первый раз на Грушу? Повезло тебе, успел. В этом году последний раз фестиваль, — доверительно сообщил таксист и, как в «Бриллиантовой руке», продолжил, не дожидаясь встречных вопросов: — А тут магнат один из Тольятти поляну эту покупает. Курорт будут делать. Для богатых».
Таксист не обманул — при входе на территорию Грушинского фестиваля действительно обыскивали и перетряхивали сумки. Я вздумал изобразить посвященного и пробормотал: «Нет водки. Водки нет». Щупающий сумку старшина неожиданно парировал: «А чего тогда приехал?»
Нельзя сказать, чтобы на Грушинском фестивале
Это был, что называется, хороший вопрос. Так получилось, что последние десять лет я зарабатывал на жизнь тем, что прислушивался к современной музыке и присматривался к людям, ею худо-бедно одержимым. За эти годы я успел заметить, что любители музыки — народец, доходящий в своей гибкости до совершенного бесстыдства. Люди готовы расписаться в любви к чему угодно — блатняку, хип-хопу, дискотеке восьмидесятых, советской эстраде, скинхедовскому року и пр. Остался единственный жупел — это КСП. Грушинский фестиваль — это
В первый момент тридцать третий Грушинский фестиваль показался мне недостающим звеном между Днем пограничника в ЦПКиО и праздником пива в «Лужниках». Мягкое
Впрочем, попадались штандарты и посерьезнее — над одним шатром, например,красовалась рука, сжимающая вырванный окровавленный глаз, готовый лопнуть. Запомнился мне также туристический клуб под названием «Последний поход». Там и сям были развешаны трафаретные шуточки типа «Осторожно, злая Маша!».
Я поискал глазами те города, в которых я по крайней мере бывал. Балаклава, Липецк, Тобольск — все не то. А вот омский шатер, уже ближе. Но у омичей висел дополнительный дисклеймер — плакат с надписью: «Продюсерский центр «Честь имею». Под тентом плечистый человек, сжимая недешевую двенадцатиструнку, сносно исполнял «Поручика Голицына». Большой шатер с надписью «ЛДПР» не подавал признаков жизни. Отдельными раскидистыми лагерями стояли солдаты, милиция и ОМОН. Как известно из довлатовских дневников, И.А.Бродский, увидав однажды стража порядка на закрытой станции метрополитена, изрек: «Дивная картина, впервые вижу мента за решеткой». Мне кажется, что я видел куда более дивную картину — омоновцев, мирно играющих в бадминтон. Тут и там висели альпинистские стенгазеты. Дымилась полевая кухня, продавалось до бессмыслицы вялое «Жигулевское». Предлагали также соленые огурцы в банках, готовых взорваться от жары, майки с Мэрилином Мэнсоном, песенники Сергея Шнурова, круассаны, ведическую литературу, а также книгу Игоря Тютюкина «Самоучитель счастья». На одном из лотков я с удивлением обнаружил сборник стихов вышеупомянутого Немирова. Программы выступлений были сплошь анонимными — просто концерт авторской песни, без указания имен и возможных регалий. Информационным спонсором Грушинского фестиваля выступала газета «Коммерсант», о чем свидетельствовали соответствующие растяжки. Генеральным партнером — РАО ЕЭС России.
Пока что никто ничего не пел, и я отправился в летнее кафе того сорта, где сдача с пятисот рублей составляет определенную проблему. Официантка сразу предложила мне заказать столик на завтра: завтра будет футбол — не протолкнешься, а за полста рублей она мне забронирует место. От столика я отказался — мое внимание привлекла компания малолетних панков с не по годам развитой мускулатурой. Я пристал к ним:
Заслышав такие пожелания, я осознал, что с современными панками мне, пожалуй, не по пути — уж лучше барды, право слово. Я расплатился и пошел бродить по поляне.
Место, где творится Груша, действительно хорошо собой — магната из Тольятти можно понять.
Нависающий над поляной зеленый склон красив
Щит, у которого собирали подписи в защиту фестиваля, ажиотажа не вызывал. «Да ерунда это все, Грушу уж который год закрывают! — сообщила мне девушка с притороченным к заднице резиновым сиденьем. — Как такое закроешь?» С этими словами она обвела руками поляну, где к тому времени происходило уже бог знает что. Метали ножи и упражнялись в стрельбе. Кузнец обучал желающих оглушительному искусству ковки. Шлялся улыбчивый человек с огромным питоном на шее.
Восточная женщина объясняла
В летний полдень Грушинский фестиваль больше напоминает языческое капище: участники и гости предаются скромному пляжному бестиаризму, а песни звучат разве что в исполнении заезжих панков.
Я ходил от сцене к сцене, слушателей везде было немного. Меня удивило обилие не своих сочинений — только и слышишь: «Песня Сергея Никитина на стихи Олега Чухонцева». На сцене справа пели Юрия Лореса — известного восьмидесятнического автора, на сцене слева в тысячный раз добивали музыкой стихи Юнны Мориц. Глубоко в лесу девушка с хорошо поставленным голосом распевала
К слову «сеттер» была выбрана рифма «ветер» — почему бы и нет? Из относительно новых авторов в явном почете была Богушевская — ее пели много и охотно.
Поэт Павел Фахртдинов, в кепке, немного похожий на критика и писателя Вячеслава Курицына, голосил про килотонны боли и громко кричал:
«Я убит на войне». Все это было довольно скучно, а в общем — вполне непротивно. На самой большой сцене неожиданно возник Сергей Старостин со своими старорусскими причитаниями и заговорами — человек, мягко говоря, далекий от КСП. Неподалеку
Груша, увы, уже не дистиллят и не секта. Профилированная походная акустика уступила место то краснобайскому блюзу в духе вышеупомянутого «Чижа», то псевдокубинским оркестрам, то бесконечным клонам группы «Аукцыон» разной степени безнадежности. Все смешалось на Груше: байдарочники и готы, пирсинг и консервы, рюкзаки и борсетки, косухи и штормовки. Поджарые бородачи, в которых безошибочно узнаешь грушинский old school, прямо скажем, не преобладали — происходящее напоминало уже не гнездо глухаря, но какое-то базарное токовище. Знающие люди назовут это глобализацией, я бы выразился попроще — везде одно и то же. Куда ни пойди, везде ты видишь осточертевшую комбинацию — хиппи-панки-гопники. Всякое явление оказывается подавлено всеобъемлющей триадой, достойной любого пивного фестиваля, не суть важно — британского или подмосковного: свобода, равенство и б…ство. Как было написано на огромном мусорном баке неподалеку от пресс-центра: «Милые девушки! Нам очень хочется. Роман и Марат». И два телефона.
Что и говорить, я был разочарован. В какой-то момент сквозь звон гитар и треск сучьев я начал различать еще одни смутно знакомые звуки. Я пошел прямо на них и через минут убедился, что это не слуховая галлюцинация. Из того самого шалмана, где мне предлагали резервный столик за пятьдесят рублей, во всю нехитрую мощь дешевых колонок гремел «Владимирский централ».
Поздний вечер — лучшее время на Груше. Ближе к полуночи в лесу становится очень приятно,
причем совершенно независимо от качества исполняемой музыки.
С наступлением темноты все стало значительно лучше. Видимо, эти песни действительно созданы для костров: то, что при свете дня казалось малообъяснимой графоманией, в ночи приобрело черты естественного и нередко привлекательного искусства. Я поймал себя на мысли, что мне
Дым костров ел глаза, а по лесу молча скакал Путин, точнее, человек в его тщательно сработанной маске. Был уже час ночи, но песнопения не думали прекращаться. Вдруг резко похолодало —
Я надел на себя все, что было, и от нечего делать и пить превратился в слух. Вышла певица Раиса Нур и спела песню про чак-чак. Я был слегка заинтригован, но когда песня подошла к концу, исполнительница сказала: «По-моему, нет на свете человека, который бы не знал, что такое чак-чак». «Да есть же!» — чуть не закричал я, но было поздно: на сцене возник юмористично настроенный белорусский бард Александр Баль с песней «Не бери жену на море». Все происходило очень быстро — каждого человека хватало на одну, максимум две песни. Короткий конферанс — и новый автор.
К трем часам ночи все кончилось, люди стали разбредаться по палаткам. Мимо меня прошли два парня лет двадцати. Один здраво сказал другому: «Понимаешь, ей нужен мужик, а не алкоголик. А я алкоголик. И двоих ее детей я просто не вытяну».
Грушинская публика, как правило, народ опытный и экипированный по всем правилам. Человек, спящий под открытым небом, большая редкость.
Примерно в половине четвертого утра я остался на поляне совершенно один, если не считать пары походников, спьяну уснувших прямо в траве. Я сидел и думал о странностях КСП. С Грушей не поспоришь, как не поспоришь с тем фактом, что двадцатилетнему алкоголику не вытянуть двоих детей.
И все равно — во всем
Но в КСП есть нечто принципиально неконвертируемое. Это как с грушинскими девицами в купальниках — у них красивые тела и приветливые лица, однако же когда у девушки к заднице пристегнуто резиновое сиденье, а на этом сиденье еще и выписана пудовая шутка, то… сами понимаете. КСП в этом смысле напоминает КВН — там тоже, наверное, попадаются сносные остроты, да только кто же станет в этом себе признаваться.
Ранним утром грушинская поляна выглядит
весьма романтично — невольно ловишь себя
на кощунственной мысли, что без песен
здесь даже лучше
С рассветом началась жара. Догорали костры, бегали уставшие от поющих хозяев собаки. В соседнем лагере