Иллюстрация: Маша Краснова-Шабаева
Уже в машине Вова сообщил, что в школу надо принести фотографию его дедушки или бабушки, «которые воевали». Вовины учителя не сильны в арифметике. Вероятность того, что у первоклассника в 2005 году есть дедушка-ветеран, стремится к нулю дедушками и бабушками они приходятся людям моего поколения, да и осталось их меньше, чем в стране школ. Вова и сам понял: «Я им сказал, что у меня только мама воевала и чтоб больше не спрашивали». Видимо, спрашивали не однажды.
Мы как раз ехали в Дубну, так что я могла попытаться все объяснить Вове. Что я не воевала, а была корреспондентом на войне. А вот дядя Алик, бабушкин муж, воевал
На кухне у бабушки Вова приступил к расспросам: «А сколько вы самолетов сбили?» Дядя Алик попытался вспомнить. Рассказал, как сдал последний экзамен в университете 25 июня, а на следующий день вместе с сокурсниками пошел обратно в университет проситься на войну. Их отправили рыть противотанковые рвы, про которые знающие люди говорили, что в них будут гореть заживо. Затем вернули в Краснопресненский район, в ополчение, и сообщили, что теперь они станут взводом телеграфной связи. Учили азбуке Морзе и ползать
Многие из них к тому времени получали повестки из военкомата, из которых следовало, что в случае неявки их будут судить по законам военного времени. То же самое говорило и командование ополчения уже про уход оттуда. «Нам светил только один исход: быть расстрелянными за дезертирство». Они перекинули вещмешки через ограду и пошли спасаться в действующую армию.
Несколько лет назад дядя Алик случайно услышал по радио передачу об ополчении из Краснопресненского района. Рассказывали, что бойцы погибли прежде, чем сумели вступить в бой, их расстреляли подошедшие вплотную немцы. После той передачи долго не мог прийти в себя. Он даже не упоминал ее никогда раньше в своем рассказе, который в остальном повторяется из года в год, каждый День Победы только раньше они с бабушкой всякий раз приезжали в Москву, и дядя Алик еще рассказывал, что в сорок пятом смотрел салют вместе с любимой девушкой.
Его направили в артиллерийское училище, где он за три месяца выучился следить за приборами для наведения на цель зенитных установок. Он был в Москве в дни паники в октябре
Потом направили на Волгу строить вторую линию обороны. Это была интересная математическая задача рассчитать оптимальное количество укреплений на местности. Пригнали собственно строителей ими оказались бабы из окрестных деревень, которым сказали, что их мобилизуют на три дня, вот они и приехали без теплых вещей. Молодые офицеры баб жалели, поэтому срочно упрощали чертежи.
После строительства надо было в Самарканд, куда эвакуировалось артиллерийское училище. Там дядю Алика отправили в формировавшуюся из местных кавалерийскую часть. Местные делали вид, что не понимают
Попал наконец в зенитную часть. Работал по своей военной специальности, пока в 1944 году его не отозвали для участия в атомном проекте. Так вот, лично он не сбил ни одного самолета он следил за приборами. Но помнит случай, когда один самолет был сбит и все зенитчики в округе утверждали, что это они его сбили, пока не выяснилось, что самолет был советский.
До осмотра медалей и ордена дело не дошло: правнук отвлекся задолго до конца рассказа, так что не услышал, что за всю войну дядя Алик так и не взял в руки оружия. Рассказ местами был сбивчив дядя Алик извинялся, что ему трудно восстановить последовательность событий, хотя в конце концов получилось. Я записала рассказ на диктофон дети потом послушают.
Я давно собиралась записать истории, которые дядя Алик всегда рассказывает девятого мая, когда принимает поздравления и говорит, что это единственный бесспорный праздник в нашей стране. Просто раньше это всегда происходило в шумном ресторане, куда мы ходили на 9 Мая. В этом не пошли: ведь дядю Алика с его дубнинской пропиской все равно не пустили бы в центр Москвы.