Понятно, что дети, которых постоянно обижают в школе или в детском саду, нуждаются в помощи взрослых. Между тем проблемы, толкающие ребенка выступать в роли обидчика, не менее серьезны. Речь идет о тех детях, которые систематически проявляют агрессию и затевают драки. Мало того что такой ребенок существует в атмосфере недоброжелательности, но и сам по себе способ решения проблем с помощью кулаков малоперспективен: за быстрым тактическим успехом следует серьезное стратегическое поражение. Конечно, можно отобрать игрушку в драке, но приобрести надежных друзей таким способом невозможно. Дальше – хуже: ни для кого не секрет, что социальное положение школьных драчунов во взрослой жизни оказывается хуже, чем у обижаемых очкариков, а порой и просто трагичным. Между тем родители такого ребенка чаще всего замечают, что проблема существует, только когда начинаются административные санкции – просьбы забрать малыша из сада или угроза отчислить его из школы.
Положение агрессора совсем не так внутренне комфортно для него самого, как это может показаться. Что же может толкать ребенка на постоянные и бессмысленные драки?
Уверенный человек, знающий себе цену, не будет обижаться на шутки, даже если они не слишком тактичны или уместны. Совсем не так обстоит дело, если объект шуток подозревает, что окружающие его не ценят и не любят. В этом случае любая дразнилка или случайный толчок в игре будут восприняты как серьезное оскорбление. И тут, чтобы доказать свою самостоятельность и силу, он кинется в драку. Вот и получается, что под маской драчуна скрывается неуверенный в себе ребенок. Тут простыми увещеваниями не отделаться, надо серьезно заниматься повышением самооценки. И не только из-за драк: недостаточно высокое мнение о себе будет мешать вашему малышу не только в социальной жизни, но и ограничи-вать возможности его самореализации и просто мешать быть счастливым и радоваться жизни.
Другой часто встречающийся тип драчунов – это гиперактивные дети. В силу нервной организации они, с одной стороны, быстро устают и истощаются, а с другой – перевозбуждаются и не могут вовремя остановиться. Такие дети много дерутся, часто абсолютно беспричинно, просто чтобы выпустить пар. В этом случае проблема в высокой раздражительности ребенка, и поэтому хороший выход – дать ему возможность немного отдохнуть. Например, вывести из класса или, наоборот, оставить в классе одного.
Еще один тип драчуна, встречающийся гораздо реже, это дети, стремящиеся к лидерству любой ценой. И если у них не получается занять первые места дипломатией, они бросаются в бой. Тут начинает действовать такой механизм: с каждым разом стать первым оказывается все труднее (потому что дети не любят обидчиков), и драться приходиться все чаще. Количество стычек при такой схеме начинает расти как снежный ком. Если с вашим ребенком происходит нечто подобное, необходимо выяснить, зачем ему хочется быть первым на самом деле. Обычно – именно для того, чтобы получить любовь и признание окружающих. И тогда ваша задача – помочь ребенку найти путь к сердцам друзей менее кровожадными способами.
Впрочем, подобный разговор не будет лишним с любым часто дерущимся ребенком. Потому что все вышеупомянутые модели поведения объединяет одна общая особенность: отсутствие навыка миром добиваться своих целей, выражать чувства или решать конфликты. Полезно разобраться, что лежит в основе такой скудости средств: агрессия в семье в адрес ребенка или родителей по отношению друг к другу, неумение делиться своими эмоциями, иногда даже – запрет на это («настоящий мужчина должен быть сильным»).
В любом случае, прежде чем ругать или наказывать забияку, необходимо понять, какие внутренние проблемы толкают его на этот порочный путь. Скорее всего, ситуация окажется сложнее, чем в наших схемах. Если вы поймете, что не справляетесь, не стесняйтесь обратиться за поддержкой к другим родителям, к учителям или психологу.