Атлас
Войти  

Также по теме

Там, на ЗБС

Настоящему ботанику нужны еще штормовка и резиновые сапоги, гербарий, в котором под каждой травкой написано ее двойное наименование по латыни, а также книга-определитель, откуда эти латинские названия и берутся. То есть настоящий ботаник немыслим без полевой практики. Примерно то же можно сказать и о настоящем зоологе

  • 1892

Допустим, вы хотите сделать из своего ребенка ботаника. Задача по нынешним временам сложная, но решаемая: можно подсунуть ему книжки с изображениями деревьев и трав, можно заставить его разводить капусту на балконе, можно водить его нюхать растения в Ботанический сад. Все это очень правильно, но настоящему ботанику нужны еще штормовка и резиновые сапоги, гербарий, в котором под каждой травкой написано ее двойное наименование по латыни, а также книга-определитель, откуда эти латинские названия и берутся. То есть настоящий ботаник немыслим без полевой практики. Примерно то же можно сказать и о настоящем зоологе.

Самое лучшее, что можно предпринять для выращивания из ребенка ботаника-зоолога – отправить его на Звенигородскую биологическую станцию МГУ им. С. Н. Скадовского. В этом чудном месте, находящемся недалеко от Звенигорода, есть все для биологического счастья. Есть отличный лес с елками-березками-травами, по которому без особого порядка разбросаны деревянные домики станции. Есть пойма Москвы-реки с осоками десятков видов (все думают, что это просто трава, а оказывается – осоки). Есть множество прудов с живностью как беспозвоночной (лептодорами-водомерками), так и позвоночной – плотвой разного калибра. Есть даже верховое болото Сима, где травяной ковер уходит на полметра вниз под тяжестью человека, а среди сфагнума очень интересно обнаружить росянку (их здесь, говорят, три вида), сунуть ей в листики букашку и смотреть, как эти листики медленно сворачиваются.

Воспитание школьников, строго говоря, не является основной целью станции, потому что ЗБС предназначена для научной работы и обучения студентов МГУ во время летней практики. Но тем интереснее детские программы – ведь их проводят те же ученые мужи и дамы, что занимаются со студентами. Самих этих программ несколько. Самая, пожалуй, удобная для начала ботанико-зоологической деятельности проводится совместно с организацией "Коллекция приключений". Называется она "Эко-тайны Звенигорода", стоит 290 у. е. на единичного ребенка и длится 21 день.

Как правило, распутывают эко-тайны в августе. Выглядит это так: дети числом чуть больше тридцати и возрастом от десяти до семнадцати выгружаются из автобусов у огромного дуба, стоящего перед столовой биостанции и расселяются в деревянных одноэтажных коттеджах. Удобства – на улице, как это водится у приличных ботаников. Три недели подряд дети бродят под управлением преподавателей по окрестным красотам, собирают жучков и травки, соскребают с коры лишайники, водоросли и какие-то микроскопические грибы, а также вылавливают ракообразных сачками. Предусмотрены и лабораторные занятия в летних постройках, прозванных студентами "аквариумами" за огромные окна. В аквариумах под бинокуляром или микроскопом можно сосчитать пестики-тычинки, увидеть клеточное ядро и разглядеть желудки рачков с труднопроизносимыми названиями.

Вид под микроскопом, кстати, поразительный: та же лептодора – беспозвоночный хищник размером с пылинку – здесь выглядит чудовищем из фильма ужасов: хитиновый панцирь, множество ног, усаженных шипами и двигающихся независимо друг от друга, а на бронированной голове – огромный черный глаз. Дети, которым повезло поймать ее в сачок, обычно в восторге.

Конечно, "Коллекция приключений" собирает разных детей. Кто-то действительно интересуется биологией, и для таких ЗБС – уникальная возможность привыкнуть к научному подходу познания мира. Я, например, видел здесь девочку Машу – практически готовую ботаничку. Она записывала за преподавателями каждое слово в многочисленные блокнотики, пытливо устремляла глаза в круглых очечках в бинокуляр, а на финальной викторине-зачете ответы у нее отскакивали от зубов. Но есть и дети, которых отправляют сюда родители просто для того, чтобы летом они не шатались бесцельно по улицам. Такие дети обычно поначалу зевают на занятиях, но через пару дней обычно втягиваются, а под конец получают специальные дипломы, которые в школах засчитываются как практикумы.

- А вот Ксюша и Юлик второй год подряд приезжают, – сказал мне заместитель директора биостанции Александр Игоревич Шилов. – Но вообще-то программа "Коллекции приключений" хороша в основном для начинающих и для летнего отдыха – у них очень серьезно прорабатывается дневной распорядок: конкурсы, викторины, мастер-классы... И на, казалось бы, небольшую группу приходится семеро инструкторов и врач. Но для более серьезных занятий биологией лучше определить ребенка в биологический класс или кружок.

На биостанцию, кстати, прибывают в течение года группы из самых разных школ. Организовать проживание и экскурсии – воскресные или в каникулы, несложно и недорого. Проживание стоит около тридцати рублей на ребенка (без питания), а экскурсия – от ста рублей на группу в зависимости от сложности.

- К тому же на станции есть свой "Кружок юных исследователей природы", – сообщил Александр Игоревич, – там все совсем серьезно, как у студентов.

Был уже вечер, юные исследователи сидели в светящихся аквариумах, склонившись над микроскопами. Я им позавидовал.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter