Автобус — второй автомобиль в автопарке «Инватакси». Он оборудован подъемником и может перевозить трех инвалидов-колясочников и девятерых пассажиров
Роман Колпаков,
создатель «Инватакси»
«Я попал в автокатастрофу в конце 1990-х, получил перелом шейного отдела позвоночника и шесть лет пролежал парализованный. Затем стал бороться с онемевшими конечностями, получил возможность работать руками, занялся разработкой и продвижением сайтов. На мое лечение собирали деньги в интернете, после нескольких операций я пересел в инвалидную коляску.
Год назад мы с отцом переоборудовали семейный мини-вэн, поставили автоматический подъемник, заказали оборудование в Германии — нам это обошлось примерно в 100 тысяч рублей, плюс машине 11 лет, поэтому мы ее регулярно возим в сервис. Недавно после полугода переписок одна компания подарила нам автобус на три коляски и девять дополнительных мест.
Обычным такси могут пользоваться далеко не все инвалиды. Многим нужно обязательно сидеть в коляске — дэцепэшники, например, не могут просто сесть на заднее кресло легкового автомобиля, а коляску сложить в багажник. Есть, конечно, опорники или те, кто с костылями, но я больше ориентируюсь на тех, кто в колясках.
В Москве существует социальное такси для инвалидов, но там принимают заказы за две недели, нужно получать специальные талоны на поездку, оно не обслуживает иногородних. Час поездки стоит 600 рублей, половину платит город, поэтому человек платит только 300 рублей. Цена — единственное преимущество.
Мы берем 600 рублей за час поездки, минимальный заказ — 3 часа. Три часа, потому что обычно люди ездят в больницу и брать такси до больницы, отпускать, а потом снова вызывать — дороже выйдет. Да, у нас дорого, но нам нужно платить зарплату водителю, покупать бензин и следить за машиной. Наши водители помогают колясочникам взобраться на подъемник, укрепляют коляску. Постоянных клиентов у нас около тридцати. Мы возим людей на экскурсии, недавно человек из Германии приезжал на конференцию, мы его по всему городу возили.
Сейчас мы ищем спонсора — очень хотим снизить стоимость поездки, чтобы такси стало доступным для всех. В идеале час поездки должен стоить 200 рублей».
Дмитрий Гусев, 36 лет,
занимается восстановлением компьютерной техники
«Как-то мне понадобилась машина, я позвонил в соцтакси, там оказалось, что все заказы на месяц вперед расписаны. Обычным такси пользоваться я не могу, потому что езжу на электрической коляске и ее нельзя сложить в багажник. Я нашел в интернете «Инватакси» — там время ожидания три дня. С тех пор я периодически им пользуюсь. Стоимость поездки выше, чем у соцтакси, приходится занимать деньги, поэтому познавательные или увеселительные поездки не устроишь. Но, несмотря на маленький автопарк и стоимость, для инвалидов в Москве это практически единственный выход».
председатель спортивного клуба теннисистов инвалидов-колясочников «Икар»
«Такси решает 0,001% проблемы передвижения по городу инвалидов. И проблема решится, только когда ею займется государство. У нас в метро не попадешь, только на несколько окраинных станций. Но мне что, ехать в Бирюлево через Кунцево? Я весь мир объездил, и нигде такой проблемы нет — на любой станции есть лифт для колясочников. Я на коляске уже 37 лет, прошел все этапы и знаю, что в нашем государстве, если ты не будешь проявлять инициативу, ничего не получишь: хорошие слова скажут, пообещают финансирование, а когда дойдет до дела, чиновник только улыбается, ничего не делает, и неизвестно, куда делись деньги.
В нашем спортивном клубе все ребята активные, свои проблемы сами решают, у них есть машины. Но не все могут себе это позволить, и многие люди вынуждены сидеть дома, потому что не во всех домах есть лифты, а если ты даже выбрался из дома, то никуда и не попадешь. Весь старый городской фонд не приспособлен для инвалидов, на него не заберешься, большая часть новодела, который сейчас строится, адаптирована, хотя бывает, что и в современных торговых центрах нет лифтов и подъемников. У меня рядом построили шикарный кинотеатр «Керчь», есть пандус, но нет лифта, сам кинотеатр на втором этаже, а туалет для инвалидов — на первом. Два раза съездил, больше туда не хожу.
К нам на тренировки ездят те, у кого есть транспорт, хотя желающих гораздо больше, но любое хорошее начинание всегда упирается в средство доставки. Я езжу каждый день. В багажнике моей машины лежит коляска, обычно прошу прохожих ее достать и подвезти ко мне, а когда подъезжаю к своему гаражу, нажимаю кнопку, ворота открываются, въезжаю, рядом стоит второе кресло, и я сам, никого не прося, в него влезаю и еду. Для меня и лестницы уже давно не проблема — подъехал, развернулся и на задних колесах поднялся».
экономист, публицист
«У меня есть машина, поэтому мне не нужно пользоваться ни социальным, ни частным такси, но проблема передвижения инвалидов по городу настолько серьезная, что многие просто годами не выходят из дома. Это замкнутый круг: инвалиды знают, что город не приспособлен для их перемещения и потому редко выходят, а власти, видя, что инвалидов на улицах как бы и нет, не приспосабливают для них город. Чтобы выйти из этого круга, все должно делаться параллельно: инвалиды должны требовать, а власть должна действовать. Например, у нас есть специально оборудованный и удобный общественный транспорт, рассчитанный и на инвалидов, но они не всегда могут им пользоваться, потому что эти автобусы и троллейбусы не всегда могут подъехать к остановке из-за припаркованных автомобилей. Можно, например, ввести жестокие штрафы за такую парковку. Но главная проблема, конечно, метро — оно не приспособлено вообще. Да, есть станции с лифтом для колясочников, но их всего 2–3 на весь город. Понятно, что станции глубокого заложения вроде «Парка культуры» или «Павелецкой» не исправишь и лифты не сделаешь, но есть и неглубокие станции, с которыми можно работать.
С компаниями инвалидного такси — та же история: если их будет больше, цена поездки за счет конкуренции будет ниже и ездить на них будут чаще».