Атлас
Войти  

Также по теме

«Такие дела – 2011» Валентин Карелин

Учитель истории в государственной школе №1060 вместе с учениками, их родителями и коллегами за три года превратил заброшенный школьный двор в архитектурный музей, культурный центр и реставрационную мастерскую. Школа находится по адресу Стремянный пер., 33/35

  • 10615
karelin

«Во дворе нашей школы были настоящие джунгли — можно было снимать фильм о войне во Вьетнаме. Тут валялось гигантское количество мусора: какие-то железобетонные балки, перекрытия. А в глубине стояла руинированная кирпичная стена. Она была построена в конце XIX века, а в советское время переделана под нужды работавшей здесь тогда фабрики. Когда мы эту стену нашли, она была в кошмарном виде и было очевидно, что она обречена на полное уничтожение. И я понял, что все это можно превратить в красивый школьный сад, который дети могут сделать своими руками. Удивительно, но для детей это оказалось прекрасным развлечением, они сюда приходи­ли с удовольствием, и во время учебного года, и летом, в качестве летней практики для желающих. Сначала работали 10–15 де­тей. Потом пришли их родители. Потом людей стало много. И это был не просто ремонт: мы придали нашему двору с этой полуразрушенной стеной художественную ценность.

Сначала мы разобрали верхнюю часть, которая держалась на одной известке. Мы вынули из стены горы старого, фактурного кирпича и несколько месяцев вместе с учениками и их родителями чистили его от известки. Поставили прямо во дворе столы и большие чаны, в которых эти ­кирпичи надо было отмачивать, и дети с родителями приходили по субботам и воскресеньям. Больше всего это было похоже на английскую мануфактуру времен Чарлза Диккенса и его Оливера Твиста — стояли дети и чистили эти кирпичи, тысячи кирпичей. Разбирать стену было весело, а чистить, конечно, грустновато. Я писал разные смешные призывы и развешивал в школе. Потом из этого кирпича мы заново переложили стену. Сделали белокаменный фриз — он тянется почти на всю длину этой двадцатиметровой стены. Белого камня по всей Москве валяется огромное количество, он остается после разрушения старого города. Последнюю порцию мы с моим другом и коллегой Володей Базалием вывезли с Никольской, с территории знаменитого Чижевского подворья.

В нашей школе есть такая вещь, как проектные работы. Это значит, что стар­шеклассник выбирает себе что-то интересное — это может быть связано с фи­зикой, математикой, музыкой, кино, анимацией, чем угодно — и это вставляют в сетку часов. И я вел проектные работы по резьбе по камню. Мы ходили с учениками по Москве, искали, где еще сохра­нилась такая резьба. Ходили в Марфо-Мариинскую обитель, чтобы детям было от чего оттолкнуться. Потом дети сами резали по камню, делали рельефы. Уже сделали два изразцовых панно, а будет четыре — каждое посвящено своему времени года. Советские фабричные окна мы перелицевали с помощью приглашенных школой реставраторов, сделали из них аркаду. Сейчас возле стены мы сооружа­ем галерею, где в теплое время года будут проходить выставки, чаепития и все, что душе угодно. Тут же появится сцена, по­тому что в школе буквально весь народ музыкальный — будем устраивать концерты. Все это было бы, конечно, невозможно без желания самих учеников и без поддержки школы и сотрудников Департамента образования, помощи от которых мы, признаться, не очень ждали».

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter