Атлас
Войти  

Также по теме

«Такие дела – 2011» «Экспериментаниум»

В марте четверо друзей открыли устроенный по западному образцу частный естественно-научный «музей занимательных наук», в котором все можно трогать, крутить и разбирать, — и о команде «Экспериментаниума» заговорил весь город. К концу года число посетителей не уменьшилось, несмотря на довольно дорогие ­билеты и, казалось бы, не самые развлекательные сюжеты. Судя по всему, о таком музее и мечтала вся Москва

  • 6899
111129-202121-0383 red.jpg

Слева направо: Александра Ковалева, Наталия Потапова, Александр Котляров, Мария Емельянова, Александр Ленивкин, Ирина Кузнецова

Наталья Потапова, член совета директоров музея (на фотографии — вторая слева): «Идея музея родилась у моих друзей, и они меня сразу же в этот проект при­гласили. Нас четверо, мы все примерно одного возраста, у нас у всех один бэкграунд, мы примерно в одно время росли в Москве и у нас есть какие-то общие воспоминания о школе, о каких-то кружках, о «юном физике» и так далее. И у нас старшие дети уже стали младшими школьниками.

И мы поняли, что в Москве чего-то не хватает. Нам захотелось создать место, где дети бы понимали, что научные процессы — это не так скучно, не так сухо, не так взросло, как иногда кажется. Что для того чтобы начинать проводить эксперименты, не обязательно закончить школу, вуз и работать в каких-то воз­душных лабораториях. Что наука — это не обязательно либо старые, загибающиеся НИИ, отпугивающие молодежь одним своим антуражем, либо что-то космическое, заоблачное, очень дорогое и элитное. Мне кажется, важно донести это до детей. Кроме того, сейчас дети активно погружаются в виртуальное пространство и в симуляторы, в том числе процессов и физических явлений. Любой физический закон можно продемонстрировать с помощью виртуальной модели. Конечно, в современном мире совсем без виртуальных моделей обойтись невозможно, но в результате дети отрываются от этих ощущений на кончиках пальцев, и мне кажется, что это тоже неправильно. Есть вещи, которые проще познавать через материальное, особенно ребенку. Ну и, наконец, в Москве много развлечений для взрослых, есть что-то для детей. Но взрослые, сопровождающие детей, обычно скучают. И мы хотели создать место, где было бы интересно совместно провести время и взрослым и детям — чтобы понять, что мы семья, команда.

Мы решили, что нужно сделать такое место самим, а не ждать милостей от природы. Мы перелистали книжки Перельмана, журналы «Юный техник», побывали на съезде Ассоциации музейных центров. Но надо сказать, что практически все по­хожие музеи являются некоммерческими предприятиями, то есть финансируются за счет государства, фондов и так далее. Так что у нас даже на общемировом уровне ноу-хау, потому что мы все это сделали не на средства фонда, а на собственные деньги. В марте 2010 года впервые собрались, а в марте 2011-го открылись.

У нас разделение зон ответственности. Мои партнеры определяют общую стратегию, в том числе ведут региональное развитие — мы сейчас планируем выходить в регионы. Вот в Саратове открывается выставка. На мне финансовые вопросы, стройка, ремонты, поиск объектов. Я всегда занималась управлением собственностью, работала в холдинговой компании «Интеррос», во Внешторгбанке. Потом довольно долго была в декретных отпусках, а потом занялась музеем. Теперь я все свое время трачу на него — вот на этой не­деле у меня есть шанс детей увидеть только, может быть, в среду.

Моя коллега Ира Кузнецова занимает­ся программами. Это экскурсии, мастер-классы, лекции, тим-билдинги, квесты по экспонатам. У нас даже взрослые проводят корпоративы.

Еще одна важная часть нашего проекта — производство экспонатов. Часть ­экспонатов мы покупаем за рубежом, часть — у наших местных партнеров, до сих пор оставшихся в Москве энтузиастов мо­делирования. Но этого недостаточно: на­ши экспонаты находятся в постоянном контакте с людьми, с детьми, так что нужно их бесконечно чинить и производить новые. За полгода многое уже по третьему-четвертому разу было сделано. Наш директор по производству раньше говорил: «В первую неделю не пускайте меня на экспозицию, а то я что-нибудь устрою!» Он месяцами это все создавал, вырисовывал, вырезал, покрывал лаком, тестировал — и когда он видел, как не только дети, но и массивные папы резвятся на полную катушку с соответствующими последствиями… Так что нам в первый месяц очень хотелось вызвать бабушек из музеев и развесить везде веревочки. А сейчас мы смирились. Иногда, правда, директор по производству приносит в офис какие-то изгрызанные куски металлического швеллера и говорит: «Я не понимаю, как можно без подруч­ных средств голыми руками это сделать!»

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter