20 апреля 2004 года в Савеловском суде города Москвы завершился процесс по делу шейха Мухаммеда ибн Сулеймана ат-Тамими, известного также как Салих ибн Фаузан аль-Фаузан или шейх-уль-ислам Мухаммед Абд аль-Ваххаб, он же просто аль-Ваххаб – основатель соответствующего исламского течения, ваххабизма. Поскольку самого аль-Ваххаба посадить на скамью подсудимых уже нельзя, он умер еще в XVIII веке, судили творческое наследие ваххабита – Книгу единобожия, которая способствует возбуждению религиозной вражды.
Что, впрочем, не случайно – ведь перо еще в прошлом, XX веке приравняли к штыку, автомату или гексагену. И теперь, если при проведении антитеррористической операции отыскивается ваххабитская литература, ее уничтожают на месте. Мало того, для поиска печатающих ее типографий проводятся регулярные рейды спецназа. Борются с ваххабизмом не только в России, но и в исламских странах, ведь это именно ваххабиты разрушили мечеть над могилой пророка Мухаммеда и изуродовали святилище мусульман Каабу в Мекке. И даже в самой Чечне ваххабитов, запретивших зикр – чеченские ритуальные танцы и культы святых, считают экстремистами.
И тут в конце 1999 года выясняется, что гнездо ваххабитов свито не где-нибудь в труднодоступных районах Чечни или Афганистана, а прямо в Москве, в крупнейшем российском издательстве «Бадр», специализирующемся на выпуске исламской литературы. Оказывается, за короткое время «Бадр» успел трижды переиздать основополагающий труд аль-Ваххаба – манифест Книгу единобожия. Правда, чтобы не привлекать лишнего внимания, на обложке поместили другой вариант имени автора – Мухаммед ибн Сулейман ат-Тамими. Неизвестно, сколько бы еще было выпущено изданий подрывной литературы, если бы в феврале 2001 года другие бдительные и лояльные к властям мусульманские издательства не оповестили компетентные органы о рассаднике терроризма.
Естественно, что после этого деятельность издательства «Бадр» была приостановлена. А против его исполнительного директора Тахира Абдурахманова было возбуждено уголовное дело по статье 282, часть 1, Уголовного кодекса РФ «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды». Следствие поручили сотрудникам Савеловской прокуратуры при оперативной поддержке ФСБ и РУБОП.
Задача следователей была не из легких: если сам факт публичного распространения книг аль-Ваххаба ни у кого сомнений не вызывал, то вот преступность высказываний исламского богослова ничем документально не подтверждалась. Поэтому чтобы разобраться с шейхом, пришлось назначить пять религиоведческих и социально-психологических экспертиз его трактатов в различных научных учреждениях Российской академии наук. В качестве экспертов привлекли видных специалистов в области религиоведения, юриспруденции и социальной психологии, таких как профессора Л.Р.Сюкияйнен, А.А.Игнатенко, А.Н.Ипатов, Л.Я.Дадиани и других. Однако ученые так и не смогли прийти к единому и однозначному выводу по поводу вредоносности Книги единобожия. Что в результате трактовалось бы в суде в пользу обвиняемого.
Между тем в феврале 2003 года дело в отношении Т.Абдурахманова переквалифицировали по части 2 статьи 282 УК РФ, то есть теперь он обвинялся в разжигании религиозной ненависти при отягчающих обстоятельствах на том основании, что он как директор издательства был должностным лицом. Сам же состав преступления состоял в том, что в изданной «Бадром» книге приводился хадис (фрагмент Корана), осуждающий христиан и иудеев за поклонение могилам святых. В связи с этим прокурор просил осудить издателя на пять лет лишения свободы.
В ответ Тахир Абдурахманов заявил, что «никогда и никого к насилию не призывал, что же касается изданной «Бадром» книги аль-Ваххаба, то она была написана более 250 лет назад и является классическим трудом, исследуемым учеными во всем мире, и нигде с ее изданием не было никаких проблем». Адвокат Абдурахманова Анатолий Васильевич Пчелинцев, защищая издателя, утверждал, что «...те фразы трактата, которые следствие расценило как разжигающие религиозную вражду, принадлежат вовсе не его подзащитному, и даже не аль-Ваххабу, а самому пророку Мухаммеду и являются точными цитатами из Корана и других священных книг. Значит, по аналогии необходимо привлечь к ответу всех издателей Корана, Библии и Торы, в которых можно найти немало высказываний об исключительности своей религии и превосходстве ее над другими. Да и прямых призывов к насилию в священных книгах тоже вполне хватает, хотя в наше время они, конечно, трактуются иносказательно».
И вот 9 сентября 2003 года прокуратура Москвы вынесла решение прекратить уголовное дело в отношении издателя Тахира Абдурахманова, что многие сочли дипломатическим ходом властей перед визитом в Россию принца Королевства Саудовская Аравия, где ваххабизм является официальной религией. Что же касается самого шейха Мухаммеда ибн Сулеймана ат-Тамими, то материалы в отношении средневекового писателя выделили в особое производство. После дополнительной проверки в апреле 2004 года прокуратура вынесла представление о запрете Книги единобожия в Савеловский суд.
Поскольку ни сам Мухаммед ибн Сулейман ат-Тамими, ни его адвокаты по вполне понятным причинам в суд так и не явились, свое решение судья вынес в отсутствие ответчика. В интересах сохранения общественного спокойствия и на основании Закона о борьбе с терроризмом издание и распространение Книги единобожия на территории Российской Федерации запретили. А так как в установленный законом срок никто решение суда не оспорил, то оно вступило в силу и теперь уже обжалованию не подлежит.