Иллюстрация: Захар Водянов
15 марта, среда
Звонил кандидат. Говорить ему было непросто. От ярости он сильно заикался. А воспитание не позволяло ему объяснить все простым русским матом, поэтому звучало это примерно так:
Дальше он все-таки не сдержался творческий человек, язык подвешен. Оказывается, клиенты устроили ему
В целом диспозиция такая: клиенты московский производитель алкоголя, предприятие, развернувшееся настолько, что смогло выйти на годовой оборот в $60 млн. Теперь им нужно закрепить свои марки на рынке. Попутно они намерены продвинуть новый бренд водку премиум-класса. И им необходим бренд-менеджер: $
Пять отличнейших кандидатов. Вы бы видели, как они выглядят: просто
Но вот уже начинаются проблемы. Кандидаты матерятся, а водочники с недовольными лицами мямлят
22 марта, среда
Завернули бренд-менеджера из табачного сектора. Это уже третий отказ. Рафаилыч, мой начальник, отправился к ним на переговоры. По контракту мы должны предоставить им пять кандидатов. Если все они клиента не устроят, говорим друг другу «До свидания» и забираем треть полученной предоплаты. Водочники мужчины прижимистые. Может, риск потерять деньги заставит их внятно объяснить, что же их не устраивает в кандидатах.
Вряд ли проблема в их компетенции. Штука в том, что работа с брендами в водочном бизнесе это как бокс в противогазе. Она связана с массой ограничений. Для продвижения водочной марки закрыты ТВ, радио, наружная реклама. Остается реклама в журналах и газетах, промоакции, презентации и прямые выходы на магазины-рестораны. К тому же ниша премиум-водки и без того забита под завязку. То есть нужен очень неординарный специалист.
На самом деле понятно, где их искать. Все лучшие кадры сосредотачиваются в западных FMCG-компаниях (Cola, Pepsi, P&G, Danone). Эти люди научены виртуозно работать по лекалам мирового капитализма. Но в их работе мало творчества, чаще перелицовка западных кампаний на родной язык. Это раз.
Поэтому я ищу среди табачников и пивников. Кстати, бренд-менеджеры из табачного сектора даже лучше подходят для водочных брендов, чем специалисты по пиву. Они так же работают с акцизными ведомствами (там полно своих тонкостей), технологами разработчиками продукта, транспортными цепочками и промоакциями. При этом теле- и радиорекламы у них нет чуть ли не с начала нашей эры в отличие от пивников.
Но ни табачников, ни пивников клиент не хочет. И где мне теперь искать кандидатов? Переманивать бренд-менеджеров из водочников? Но тут даже ресерчеры, чернорабочие хедхантинга, знают, что водочные производители почти не берут спецов из конкурирующих компаний. У них паранойя получить в топ-кресло двойного агента. В общем, я в отчаянии. Выпить, что ли, клиентской продукции. Как же я все-таки не люблю водку.
24 марта, пятница
Коля, наш ресерчер из регионального филиала, прислал мне данные
Но по порядку. Юноше 23 года, пятый курс Московского института экономики и права, специальность «маркетинг». Занимается глазированными сырками с начинкой в представительстве компании «Молочные берега», которая с этими сырками пытается протиснуться на московский рынок. Туда его родители устроили, но в бренд мальчик вцепился мертвой хваткой, влюбил в себя руководство. При этом, несмотря на любовь, платят ему всего полторы да и перспектив никаких.
С креативом у него реально все в порядке. Типовой товар, сырок занюханного белорусского завода, он сумел продвинуть в молодежной среде.
Но внешность! Рыжая бородка, на коротко стриженной голове выбрит узор из полосок. На встречу приехал в зелено-желтой полосатой майке и драных джинсах. Водочникам его в таком виде показывать можно только для смеха послушать, что потом скажут их эсбэшники. Долго объяснял маленькому гению принципы дресс-кода в водочных компаниях. Отправил на собеседование.
28 марта, вторник
Звонил клиент, просил, чтобы больше такое не повторялось. Юноша приехал к ним в пиджаке с портретом Че Гевары на спине и в вязанном галстуке поверх майки. Все-таки он инопланетянин. Почему я не получаю заказов с Плутона?
Потом приходил бородатый пухлый папаша. 47 лет. Трудяга. Главная его заслуга в том, что у себя в регионе он поднял из ничего местный бренд. Пиво «Оружейное». Да так, что оно расползлось до Подмосковья и стало занозой для пивных гигантов. В
Службе безопасности водочников это, наверное, понравится. С лояльностью у него явно все в порядке. Стресс после рабочего дня будет снимать рюмкой собственной водки. Может быть, прокатит.
3 апреля, понедельник
Все так и оказалось. Водочники его утвердили. Вечером пошли с Гиви выпивать. Он, собаку съевший на водочниках, целый час мне объяснял, откуда у них такие капризы и странности. «У твоих водочников оборот по общим меркам мелкий, а амбиции запредельные. Снялись в короткометражке, а мечтают об Оскаре. Вот им и кажется, что все, причем не только конкуренты вообще все, спят и видят, как их свалить, как подослать им мистера Ликвидатора под видом топ-менеджера. Они боятся любого, кто не заглядывает
Я пытался изобразить заинтересованность, кивая в такт проповеди Гиви. И потягивал из кружки светлое «Оружейное» в фирменном баре, о существовании которого он мне только сегодня сообщил.
БРЕНД-МЕНЕДЖЕР
Базовые требования
Возраст
Должностные обязанности
Стратегическое и тактическое маркетинговое планирование. Анализ текущего состояния бренда. Ведение коммуникации бренда с потребителем: планирование рекламных кампаний, расчет их эффективности, реализация кампаний. Бизнес-планирование, анализ и корректировка ценовой политики.
Необходимые личностные качества
Концептуальное мышление. Аналитические способности. Хорошие навыки коммуникации. Умение управлять командой и вести людей за собой.
Соискатели
Образование: 44% техническое, 25% гуманитарное, 35% бизнес- и экономическое.
Пол
55% мужчины (в высшем менеджменте 82%), 45% женщины (в высшем менеджменте 18%).
Возраст
Специалисты 26 лет. Высший менеджмент 34 года.
Средняя зарплата
$3450.
Специалисты
Компании готовы платить $1650 (вакансии). Соискатели хотят получать $1500 (резюме).
Высший менеджмент
Компании готовы платить $4500 (вакансии). Соискатели хотят получать $3500 (резюме).
Информация предоставлена аналитическим отделом Headhunter Magazine.