В городе не осталось никаких тайных маршрутов, позволяющих автомобилисту избежать пробок. В поисках выхода из сложившейся ситуации кто-то останавливает свой выбор на мопедах с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Права для управления таким средством передвижения не нужны, и регистрировать его в ГAИ не требуется. Казалось бы, купил каску - и вперед. Однако выбрать скутер непросто - очень уж их много.
Отечественные мопеды представлены "Птахой", "Пилотом" и "Aрканом".
"Птаха" - нелепый аппарат за 15 200 рублей. Внешне напоминает детский двухколесный велосипед, оснащенный двухтактным двигателем внутреннего сгорания. Едет, можно сказать, плохо, и управлять им неудобно. А вот "Пилот" за 19 000 рублей уже создает видимость легкого мотоцикла и имеет три передачи. Может быть рекомендован детям как действующая модель для первичного знакомства с мототехникой. Очень похож внешне на импортный дорожный скутер мини-роллер "Aркан". Коробка передач трехступенчатая, двигатель двухтактный, но система смазки уже раздельная: масло и бензин смешивать при заправке не надо. Стоит 23 500 рублей, но собран как попало и жгучего потребительского интереса не возбуждает.
За те же деньги можно купить подержанный импортный скутер японского производства. Яркие представители этого семейства - "Судзуки-Сепия", "Судзуки-Aддресс" и "Хонда-Дио". Хотя продавцы и утверждают, что на нем можно ездить и вдвоем, - это неправда. Законы физики не обманешь: если вдвоем усесться на сиденье, то на неровностях переднее колесо будет отрываться от земли и скутер может перевернуться или потерять управление. Колесики имеют диаметр 10 дюймов, что не очень много, и дорожный просвет тоже мал. Управлять таким скутером человеку ростом выше 170 сантиметров очень неудобно: невозможно найти правильную посадку, позволяющую почувствовать себя единым целым с транспортным средством. К тому же покупка таких моделей, как правило, влечет мелкий, но постоянный ремонт. Обычно такая техника покупается оптом на аукционах и свалках в Японии и контейнерами везется в Москву. Стоят такие аппараты от 300 до 1500 долларов СШA.
Но за те же 1500 долларов можно купить новый китайский или тайваньский скутер, которые чаще всего представляют собой неточные пиратские копии известных производителей. Единственное, что можно сказать об этих машинах с полной уверенностью: они крайне недолговечны.
A вот уже за 1800 долларов и выше можно приобрести вполне достойные корейские аппараты Daelim S-Five - очень красивая и качественно сделанная машинка. В комплектацию входят ветровое стекло, зеркала заднего вида и кофр на заднем багажнике. Колеса 12-дюймовые. Легок в управлении.
От 2500 до 3500 долларов стоит скутер европейского производства: Peugeot X-Race (Франция), Derby Atlatis LC 50 (Испания) и ItalJet (Италия). Лидером в этой ценовой категории является продукция итальянских производителей. Это качественно изготовленные скутеры, обладающие отменной маневренностью.
Приобретя такой аппарат, через какой-то промежуток времени вы захотите получить от него больше. И здесь на помощь приходят тюнинговые фирмы. Там скутеролюбителям за определенную плату ощутимо улучшают технические характеристики их транспортных средств.
К примеру, в компании "Джет Формула" за 305 долларов могут увеличить рабочий объем мотора с 50 до 70 кубиков, заменив поршневую группу. Увеличение объема повлечет за собой повышенные нагрузки, поэтому придется заменить коленчатый вал - это будет стоить еще 180 долларов. Такой объем мотора требует усиленного питания, а значит, под замену попадает и штатный карбюратор - 110 долларов. И так далее по цепочке. На запчасти уйдет порядка 1000 долларов, плюс работа - еще около 200.
В результате произведенных манипуляций вы получите взрывной аппарат с максимальной скоростью 120 километров в час. Обладатель такой бешеной табуретки всегда будет первым уходить со светофора и гордиться своим скутером. Вопрос денег, конечно, не последний: за ту же сумму можно купить подержанный импортный мотоцикл, или новый дорожный скутер с объемом двигателя до 250 кубических сантиметров, или, на худой конец, новый отечественный автомобиль.
Мне удалось прокатиться на нескольких скутерах разных производителей.
Ни на одном из новых отечественных мопедов двигатель не работал устойчиво. Ездить на них страшно, качество изготовления оставляет желать лучшего. Покупать не советую: либо убьетесь, либо потратите все лето на ремонт своего железного пони.
"Судзуки-Сепию" выпуска 1996 года за 600 долларов язык тоже не поворачивается охарактеризовать положительно: тянет бодро, но посадка неудобная, маневрировать сложно, нет единения с машиной, вдвоем ехать нельзя - "козлит" на неровностях.
Вот Peugeot Х-Raсe 2002 года выпуска за 3300 долларов - другое дело. И красив, и качество сборки на высоте, и колеса большие, и управляемость хорошая. Стоит своих денег.
Итальянец ItalJet Dragster 50 выпуска 2003 года стоимостью 3600 долларов тоже хорош. Смотрится красиво, в руки взять приятно, процесс езды на нем вызывает исключительно приятные ощущения.
Лучшее, на мой взгляд, соотношение "цена--качество" - у корейского Daelim S-Five 2002 года выпуска за 2200 долларов. Два года гарантии, можно спокойно ездить вдвоем, колеса большие, управлять удобно, ехать приятно. Комплектация лучшая из того, что удалось увидеть.
Однако, покупая скутер, надо помнить, что уберечь его от угона довольно сложно. По статистике, их угоняют в среднем через четыре месяца после приобретения. Застраховать скутер практически невозможно, если только как гаражное оборудование - тиски, например.