Еще совсем недавно оперное и балетное искусство ассоциировалось исключительно с клочкастыми бородами и накладными ресницами, которые являлись необходимой нагрузкой к бутерброду с икрой.
О существовании других театров, кроме Большого, знали немногие, посещавшие оперный клуб при Музее кино и обменивавшиеся затертыми видеокассетами — бесценными хранилищами тайного знания о том, что без бород и ресниц запросто можно обойтись. Это была религия посвященных, загадочная, возвышенная и снобистская. Но ее напрочь разрушила эра DVD. Теперь полюбоваться на то, как Патрис Шеро еще в 1976 году обрядил вагнеровских героев в офисные костюмы, может любой простофиля. Достаточно зайти в соответствующий раздел соответствующего магазина. Увидеть, как режиссеры измываются над классикой тридцать лет спустя, тоже не проблема. Легально или нет, но к нам практически мгновенно, с пылу с жару, попадают все официальные издания западных спектаклей. А заодно и неофициальные — телеверсии, например.
Д.Шостакович «Леди Макбет Мценского уезда» EMI
Прощаться с эпохой тайного знания, конечно, грустно, но нельзя не заметить ряд образовавшихся преимуществ. Вот, например, один мой знакомый интеллектуал решил пойти на семинар к Екатерине Деготь, посвященный
Л.Яначек «Катя Кабанова» Bel Air Media
То, что имя режиссера вам совершенно не знакомо, не должно вас ввергать в отчаяние. Он и вправду совсем не знаменит. Но чтобы успокоить душу
Эта постановка «Кати Кабановой» — один из главных хитов Зальцбургского фестиваля времен 1990-х, когда туда пришел озорной интендант Жерар Мортье и стал потчевать оторопевшую караяновскую публику в жемчугах и баварских рюшках авангардными надругательствами. С тех пор крики «бу», которыми зрители выражают свое недовольство, там означают не меньший успех, чем крики «браво».
И.Штраус «Летучая мышь» Bel Air Media
Главный скандал Мортье устроил на прощание, выпустив любимую австрийскую оперетту «Летучая мышь» в постановке Ханса Нойенфельса — с намеками на Третий рейх (тогда к власти как раз пришел Йорг Хайдер), гомосексуальной свадьбой и князем Орловским в дредах, нюхающим кокаин. Даже на записи слышно, что зал не то что кричит, а прямо-таки воет свое «бу».
П.Чайковский «Лебединое озеро» Warner
Если искать на полках магазинов всевозможные нарушения табу, то не обойтись без феерически смешного «Лебединого озера» в постановке Мэттью Бурна. Только будьте бдительны: так получилось, что для моего шестилетнего сына это «Лебединое озеро» стало первым, и я представляю, как он удивится, когда узнает, что танец маленьких лебедей исполняют вовсе не полуголые мужики с мохнатыми ногами, а хрупкие девушки в пачках. В качестве компенсации я ему купила «Лисичку-плутовку» — это еще одна опера Яначека, из которой умные люди во главе с модным дирижером Кентом Нагано догадались сделать мультфильм. Смотрится не хуже, чем «Губка Боб Квадратные Штаны», а представьте, как круто рассказывать знакомым, что ребенок проводит вечера, слушая редкую оперу малоизвестного композитора.
Л.Яначек «Лисичка-плутовка» BBC
Рейтинг
Опера. Топ 5
по данным сайта www.amazon.com
01. Verdi «La Traviata», Salzburg Opera, 2005
02. Handel «Theodora», Glyndebourne Opera, 1999
03. Bizet «Carmen», Glyndebourne Opera, 2004
04. Puccini «Turandot», Metropolitan Opera, 1988
05. Verdi «Nabucco», Metropolitan Opera, 2002