Атлас
Войти  

Также по теме

Смотреть не слушать

5 опер на DVD, которые изменят ваши представления о классической музыке

  • 1571

Еще совсем недавно оперное и балетное искусство ассоциировалось исключительно с клочкастыми бородами и накладными ресницами, которые являлись необходимой нагрузкой к бутерброду с икрой.

О существовании других театров, кроме Большого, знали немногие, посещавшие оперный клуб при Музее кино и обменивавшиеся затертыми видеокассетами — бесценными хранилищами тайного знания о том, что без бород и ресниц запросто можно обойтись. Это была религия посвященных, загадочная, возвышенная и снобистская. Но ее напрочь разрушила эра DVD. Теперь полюбоваться на то, как Патрис Шеро еще в 1976 году обрядил вагнеровских героев в офисные костюмы, может любой простофиля. Достаточно зайти в соответствующий раздел соответствующего магазина. Увидеть, как режиссеры измываются над классикой тридцать лет спустя, тоже не проблема. Легально или нет, но к нам практически мгновенно, с пылу с жару, попадают все официальные издания западных спектаклей. А заодно и неофициальные — телеверсии, например. Все-таки в России живем.


Д.Шостакович «Леди Макбет Мценского уезда» EMI

Прощаться с эпохой тайного знания, конечно, грустно, но нельзя не заметить ряд образовавшихся преимуществ. Вот, например, один мой знакомый интеллектуал решил пойти на семинар к Екатерине Деготь, посвященный 70-летию правдинской статьи «Сумбур вместо музыки», и наконец разобраться, в чем там было дело. Что поводом для статьи стала опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» — это понятно. Что Сталин, инициировавший статью, нехороший человек — тоже понятно. Но Сталин эту оперу, между прочим, смотрел. А знакомый интеллектуал — даже не слышал. Крайне неприятная получается ситуация, и поход на скучный спектакль в Большой театр или прослушивание компакт-диска в наушниках втайне от семьи ее могут только усугубить. Лучше найти спектакль барселонского театра Лисеу, который необыкновенно внятно и чувственно объясняет, почему эта история плотской любви не пришлась к нашему коммунистическому двору. Надо сказать, что обычно композиторы так прямо о плотской стороне любви не рассказывают, а останавливаются на всяких возвышенных категориях — это уж потом режиссеры жару поддают. Но в «Леди Макбет» молодой Дмитрий Дмитриевич выложил все как есть: во все учебники инструментовки вошла сцена полового акта, где кулисы ревущих тромбонов так и ходят туда-сюда. Отоварить все это без пошлости — сложная задача. И работа норвежского режиссера Стейна Винге — редчайшее попадание в цель. Один педикюр, который, почуяв приближающийся секс, бросается себе делать Катерина Измайлова, чего стоит.


Л.Яначек «Катя Кабанова» Bel Air Media

То, что имя режиссера вам совершенно не знакомо, не должно вас ввергать в отчаяние. Он и вправду совсем не знаменит. Но чтобы успокоить душу чем-нибудь беспроигрышно культовым, возьмем еще одну беспросветную историю про женщину по имени Катерина — оперу «Катя Кабанова» чешского композитора Леоша Яначека, написанную по мотивам «Грозы» Островского. В отличие от «Грозы» и опера, и композитор у нас почти неизвестны. Но в постановке знаменитого швейцарца Кристофа Марталера с сутулой и затюканной Ангелой Деноке в главной роли все там такое до смерти знакомое, что хоть плачь. Цветастые обои, ковер с какими-то лесными жителями на стене, авоськи, треники, тупые лица, коммунальный быт — наверное, режиссер имел в виду советскую Чехословакию, но нам тоже есть что вспомнить.

Эта постановка «Кати Кабановой» — один из главных хитов Зальцбургского фестиваля времен 1990-х, когда туда пришел озорной интендант Жерар Мортье и стал потчевать оторопевшую караяновскую публику в жемчугах и баварских рюшках авангардными надругательствами. С тех пор крики «бу», которыми зрители выражают свое недовольство, там означают не меньший успех, чем крики «браво».


И.Штраус «Летучая мышь» Bel Air Media

Главный скандал Мортье устроил на прощание, выпустив любимую австрийскую оперетту «Летучая мышь» в постановке Ханса Нойенфельса — с намеками на Третий рейх (тогда к власти как раз пришел Йорг Хайдер), гомосексуальной свадьбой и князем Орловским в дредах, нюхающим кокаин. Даже на записи слышно, что зал не то что кричит, а прямо-таки воет свое «бу».


П.Чайковский «Лебединое озеро» Warner

Если искать на полках магазинов всевозможные нарушения табу, то не обойтись без феерически смешного «Лебединого озера» в постановке Мэттью Бурна. Только будьте бдительны: так получилось, что для моего шестилетнего сына это «Лебединое озеро» стало первым, и я представляю, как он удивится, когда узнает, что танец маленьких лебедей исполняют вовсе не полуголые мужики с мохнатыми ногами, а хрупкие девушки в пачках. В качестве компенсации я ему купила «Лисичку-плутовку» — это еще одна опера Яначека, из которой умные люди во главе с модным дирижером Кентом Нагано догадались сделать мультфильм. Смотрится не хуже, чем «Губка Боб Квадратные Штаны», а представьте, как круто рассказывать знакомым, что ребенок проводит вечера, слушая редкую оперу малоизвестного композитора.


Л.Яначек «Лисичка-плутовка» BBC

Рейтинг

Опера. Топ 5

по данным сайта www.amazon.com

01. Verdi «La Traviata», Salzburg Opera, 2005

02. Handel «Theodora», Glyndebourne Opera, 1999

03. Bizet «Carmen», Glyndebourne Opera, 2004

04. Puccini «Turandot», Metropolitan Opera, 1988

05. Verdi «Nabucco», Metropolitan Opera, 2002

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter