Иллюстрация: Тимофей Яржомбек/KunstGroup Pictures
В человеческую природу заложены два взаимосвязанных свойства — пофигизм и мазохизм. На их сочетании основан мощный во многих странах бизнес — страхование жизни. «Страхование жизни не только формирует привычку к сбережениям, но по природе своей делает эту привычку систематической и полупринудительной», — писал Фредерик Л.Хоффман в журнале Американской статистической ассоциации в 1911 году. Люди в основном не любят откладывать деньги — то есть настроены пофигистически, — но многие из них
Многие — это, например, в Штатах, где собираемые премии по пенсионному и классическому страхованию жизни превышают $400 миллиардов в год, по $1 300 на человека. Или даже в Польше и Словакии (примерно по $150 на человека в год). В России даже завзятый страховой оптимист не насчитает больше $2.
Человек, у которого есть опыт продажи самых тяжелых страховых продуктов, способен продать бедуину шубу. Но тот, кто приобрел этот опыт в России, разведет пустынного кочевника на русскую печь в шатре. Менеджеры страховых компаний, с которыми я общаюсь, как один жалуются, что такие продукты у нас продавать крайне сложно. Только суперподготовленный продавец, в совершенстве овладевший разделом профильного искусства под названием «Работа с возражениями», может прожить этим трудом — притом что агенту в этом бизнесе достается большая часть премии, которую клиент платит в первый год. То есть каждая продажа приносит как минимум сотни долларов.
Конечно, услышав о доходности инвестиций в полис, клиент скучнеет. Продавцы даже стараются проникнуть к нему домой, чтобы уговаривать в кругу семьи. Но полис страхования жизни повсюду, а не только у нас, дает владельцу низкий доход. Те 3-5% годовых, на которые можно рассчитывать в России, — нормальный уровень и для Штатов. Там инфляция пониже — верно, но ведь и там, как в России, много возможностей получить доход, заметно инфляцию превышающий.
В Америке страховщикам тоже, как и здесь, разрешается вкладывать средства клиентов лишь в инструменты с низким риском. Меньше 30% активов американских компаний, занимающихся страхованием жизни и здоровья, инвестировано в такие ненадежные бумаги, как акции. Львиная доля вложений — долговые бумаги, доход по которым невысок. Да, в Америке для покупателей страховых полисов есть налоговые льготы, а у нас нет. Но они не так уж существенны. Американцы понимают, что страховка — это способ откладывать, а не зарабатывать деньги. Они любят, когда их мягко заставляют копить. Ничего удивительного: американский газон непрерывно подстригают уже пару веков. Вообще-то, первые компании по страхованию жизни возникли в Англии в середине XVIII века, но вскоре этот бизнес появился и за океаном. К 1860 году 60 000 американцев застраховали свою жизнь на общую сумму $180 000 000 в 47 компаниях.
У нас традиция тоже
Я отчасти могу понять, почему страховые полисы не интересуют тех, кто покупает акции и паи. Эти люди у нас по большей части безбашенно агрессивны и ищут инструменты с самой высокой доходностью, невзирая на риск. Лучше всего идут в розницу наименее консервативные ПИФы. Кстати, эти же люди на вопросы социологов о том, что они собираются делать на пенсии, отвечают: «Работать». Они живут быстро и в глубине души надеются не дожить до старости. Страховка не для таких персонажей. Но чем полис не нравится человеку, который держит деньги в матрас-банке, я ума не приложу. Ведь для него и 5% годовых — подарок, да и полупринудительно он отложит больше, чем сам по себе: страховая компания будет мягко, но настойчиво напоминать, что пора делать следующий взнос. Для сверхпассивного инвестора полис вполне себе подходящая штука.
Революционеры начала
Страховое лобби усердствует, добиваясь налоговых льгот для покупателей полисов. Говорят, за введением таких послаблений последовал бум страхования жизни в Литве и Южной Корее. Возможно,