С детективами все плохо. Не то чтобы их не было наоборот. Книжек, считающихся детективами, такое немыслимое количество, а качество их так непредсказуемо, что за каждым приличным охотишься, как ныряльщик за жемчугом: пару сотен пустых ракушек придется вскрыть, прежде чем что-нибудь попадется.
Одно понятно: искать в книгах переводных смысла больше. Хотя бы потому, что первоначальный отсев шелухи уже произведен. Но и все равно находки могут быть совершенно неожиданными. Например, толстенная книга Дэвида Лисса «Заговор бумаг» вышла в респектабельнейшей серии «Азбука. The Best» и выглядит по меньшей мере как номинант на Букера. На самом деле отличный американский детектив про Англию XVIII века. Главный герой, профессиональный боксер Бенджамин Уивер, пытается разобраться в смерти отца, биржевого маклера, а по ходу дела раскрывает секреты Компании Южных морей, которой покойный папа занимался. Вот еще дополнительное достоинство переводов: в англоязычном мире компания известна поболе нашего МММ это вполне реальная первая в мире финансовая пирамида. А русский читатель слышит про нее, скорее всего, впервые, от чего становится только интереснее.
С другой стороны, в тех издательских сериях, которые по определению должны быть грибными местами детектива, все равно приходится отбирать ерунду. В «Лекарстве от скуки» издательства «Иностранка» то и дело напарываешься на какого-нибудь Сэйси Ёкомидзо, в японских романах которого наворочено столько этнических деталей, что за их неторопливым мельтешением совершенно теряется детективная линия. Вообще, японские детективы малообъяснимый писк издательской моды. Обычно они ужасны. Чтение их не то чтобы невозможно вовсе, но требует нечеловеческих усилий.
Впрочем, понятных книг в «Лекарстве» тоже хватает. Здесь выходит последовательно весь Жан-Кристоф Гранже, прославленный «Пурпурными реками», и это можно брать уверенно, не боясь ошибиться. Детективы Гранже как кровяная колбаса у знакомого продавца на Дорогомиловском рынке: сытно, туго набито и крови действительно много. Последним вышел роман «Черная линия», и он, пожалуй, даже лучше прочих. Умница Гранже ухитряется вывязать такие узоры, в которых естественно находят себе место и эпистолярный роман нимфетки с маньяком, и подробнейшее интервью с гинекологом о методах потери невинности.
Хорош Фред Варгас, выдумавший нам на радость комиссара Жан-Батиста Адамберга. Серийный герой интереснее серийных маньяков, потому что демонстрирует раз за разом именно то, за что есть смысл любить детективы, работу ума. «Игра Нептуна», в котором Варгас без стеснения заворачивает совершенно хичкоковские кульбиты, несколько заковыристей «Человека наизнанку», но это уже тонкости и гурманство.
Повезло с основным автором серии «Опасно для жизни», что выходит в «Эксмо». Мало того что Рут Ренделл написала тьму-тьмущую вполне сносных дамских детективов, так еще для самых удачных своих книжек придумала отдельный псевдоним Барбара Вайн. Вот этой самой Барбары сочинение «Черный мотылек» совершенно правильная вещь. Это отличный детектив почти что без трупа: то есть главный герой, конечно, умирает на первых страницах, но это совершенно не мешает ему в дальнейшем вести активный образ жизни и совершать поразительные превращения.
К сожалению, даже при особой сноровке найти хоть сколько-нибудь приемлемый отечественный детектив оказалось просто невозможно. Даже Бушков решительно невыносим. Единственное достоинство последних его книг состоит в том, что эта жеваная промокашка не сопротивляется экранизации. Но все-таки совсем невозможно пихать себе в голову эти продукты коллективного мануфактурного производства, в которых преступник (как правило, крупный государственный чиновник) известен с первой страницы, книга рассказывает о его нераскаянной гнусности, а носитель идеи сомнительного добра носит кличку Скунс (Слепой, Бешеный), неуязвим для пуль и рвет врагов на части голыми руками.
Неплохие, пусть и чрезмерно депрессивные детективы в этой русской манере писал Ф. М. Достоевский. С этим, похоже, готов согласиться Борис Григорьевич Акунин, чья новая книга «Ф.М.» посвящена похождениям Николаса Фандорина и содержит внутри себя «первоначальный» вариант романа «Преступление и наказание». По версии Акунина, роман должен крутиться не вокруг студента Раскольникова, а вовсе даже вокруг следователя Порфирия Петровича. То есть из русского детектива чувств прилежный Акунин мастерит совершенно французский полицейский роман вроде Сименона. Нашел сломанную игрушку и починил какой молодец!
Детективы.
1. Борис Акунин «Инь и ян» «Захаров» (2006)
2. Дэн Браун «Код да Винчи» АСТ (2004)
3. Лилиан Джексон Браун «Кот, который жил роскошно» «Амфора» (2006)
4. Дарья Донцова «Билет на ковер-вертолет» «Эксмо» (2006)
5. Александра Маринина «Городской тариф» «Эксмо» (2006)