В мои годы в Московском архитектурном институте за «декоратора» можно было и схлопотать. Проектировать интерьеры отправляли неудачников, что, впрочем, тоже подразумевало работу с пространством, цветом и пропорциями, а не с мебелью и коврами. Одно дело архитектура — это о времени, о пространстве, об объеме и прорыве. Другое дело все эти скатерти, шторы, обои в цветочек и прочие мещанские штучки. Сама идея казалась изменой Родине. «Декоратором норовишь стать, гнида, может, еще брокером и маркетологом захочешь!»
ЗАЧЕМ НУЖЕН ДЕКОРАТОР?
После такого тяжелого детства я никогда не стал бы нанимать декоратора просто так, потому что процесс оформления квартиры — чрезвычайно захватывающий, хотя и не быстрый. Но мне и торопиться особенно некуда — настоящий живой интерьер создается в течение всей жизни, и он потому и живой, что несет на себе отпечаток моего собственного свинства, а не гламурности
Может, мой интерьер и выглядит дилетантским, но он выглядит моим — и это уже неплохо. Зачем же тогда нормальному человеку нужны декораторы? Ответов как минимум три.
— Ты понимаешь, я не хотел этого декораторского трепа про теплые и холодные цвета, этнику и итальянскую мебель, а в результате я говорил ровно о том же самом, только с малярами и сантехниками, и исключительно матом. Мой тебе совет: позови декоратора, и пусть он этим занимается, — сказал мне приятель и в скором времени сам последовал своему совету.
Другой вариант — вы купили квартиру в новостройке так, как ее предлагают нынешние, по выражению другого моего доброго приятеля, «продавцы воздуха». Ему досталась
Третий вариант — квартира является частью работы и саморекламы. Когда человек то и дело принимает английскую королеву или устраивает детские праздники для своих кредиторов. Или без определенной бизнес-цели считает, что для него так же важно иметь интерьер, сделанный знаменитым дизайнером, как носить вещь, сшитую первоклассным портным. Та же примерно ситуация, что с мужским костюмом, который должен быть только очень хорошим или уж лучше никаким. В этом случае, кстати, декоратор будет в клиенте искренне заинтересован — как в рекламоносителе и шоуруме одновременно.
ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ДЕКОРАТОРЫ
Дизайнеры интерьеров (еще не декораторы!) появились у нас тогда, когда появились интерьеры: в конце восьмидесятых — начале девяностых. Мы спешно обзаводились квартирами и домами, которые надо было
На фоне белых стен громоздили эксклюзивную итальянскую мебель, которую массовым порядком производили в Польше и Испании. Разгул декора зависел от суммы, которую заказчик был готов вложить в свой дом. Декоратор, понятно, деньги брал, но потом заказчику надо было демонстрировать товар лицом и немереную работу. Появились идиотические планировки, изгибы и ступени утыканных галогенными лампочками потолков, готические своды, чугунное литье, дикое сочетание цветов, мраморные полы — словом, все, что кричит: «Здесь был декоратор!» Ирония не приветствовалась, минимализм реально выжигали каленым утюгом.
Многие из этих интерьеров собраны в книгу, изданную журналом «Салон» — зеркалом тогдашних монструозных проектов. Книгу эту я бережно храню как памятник эпохи — агрессивной, безвкусной, наивной, жадной и
Те, кто такого дизайна боялись, шли иным путем. Привлекая умельцев с оборонных предприятий, гоня фуры из Скандинавии, тратя немалые деньги по каталогам, удавалось добиться почти икеевской чистоты. А потом пришла сама IKEA c ее идеей анонимного дизайна и возможностью «сделать сам» трехкомнатную квартиру в одной комнате и обесценила усилия многих лет. Отныне простой интерьер стало делать гораздо легче, сложный — гораздо труднее.
Последнее время скучающие рублевские жены и девушки часто называют себя декораторами, потому что они привезли из Парижа антикварную люстру для своей подмосковной гостиной и помогли подруге выбрать диван. Каждая третья блондинка по вечерам в Vogue Cafe — дизайнер интерьеров.
ГДЕ ВОДЯТСЯ НАСТОЯЩИЕ ДЕКОРАТОРЫ?
Если бы я все-таки решился взять дизайнера, я бы ни за что не пошел в первое попавшееся архитектурное бюро, которое призывает отдаться в руки профессионала. Я бы не стал обращаться к той строительной фирме, которая уже продала вам кубические метры пустоты — они предложат ту тупую планировку, которую закладывал архитектор в утверждаемые тупыми чиновниками чертежи.
Я бы начал с интерьерных журналов, полистал бы их, нашел стиль, который бы меня устроил, узнал бы имя и адрес дизайнеров и пришел бы поговорить именно с ними. Все известные декораторы давно лежат в сети, и поисковая система без утайки выдаст их по запросу «декоратор». Другое дело, что серьезного представления о них по интернетовским картинкам и не всегда грамотным CV не составишь.
Есть декораторские выставки — например, Неделя декора, которую устраивает журнал «Мезонин». Там в отведенных дизайнерам загородках довольно ясно видно, кто что умеет. И еще там ходят сами авторы. Походите, потусуйтесь, посмотрите на своего декоратора в естественной среде обитания. Проверьте, способен ли он задекорировать хотя бы три квадратных метра собственной фигуры, прежде чем взяться за сотни квадратов вашей квартиры. Если потенциальный декоратор — мужчина в двубортном костюме с седеющей бородой, берегитесь. Вам подсовывают архитектора. Может быть, даже градостроителя.
Прежде всего нужно представить себе в самых общих чертах, чего хочется. Если нравится французский стиль, можно выбрать давно работающих в России француженок — Брижитт Саби или Ванину Буде. Если по душе эклектичные интерьеры, где минимализм замешен с классикой и в которых обыграны отдельные антикварные вещи, подойдут Дмитрий Великовский или Вячеслав Хомяков. С русским антиквариатом и стилем русской усадьбы очень интересно работает Вахтанг Кучава. Эклектичная этника — есть замечательно талантливая Елена Шульга. Психоделический стиль шестидесятых — молодые Надя и Гиви Ананьевы. Концептуальный и антибуржуазный интерьер — лучше Андрея Дмитриева не найдете. А если хочется
СКОЛЬКО СТОЯТ ДЕКОРАТОРЫ?
Во сколько обойдется превращение квартиры в объект декораторской гордости — вопрос, понятно, деликатный. Платят либо по квадратным метрам (это вполне отечественный подход), либо процент от общего бюджета — от 10 до 20% (это подход скорее западный, не учитывающий местные парадоксы ценообразования и художнические откаты). В этом случае имеет смысл установить верхнюю границу гонорара.
В принципе, заплатив от 150 у.е. за квадратный метр, можно получить вполне вменяемый проект, который в дальнейшем вы вправе воплощать самостоятельно. Но я бы этого никому не посоветовал, потому что самые подробные планшеты с акварельными рисунками ваших комнат, подборка мебели и декоративных тканей — это скорее конспект, составленный декоратором для себя самого. Вы сдавали экзамены по чужим конспектам? Осуществлять чужой проект — такое же среднее удовольствие. Да и сами декораторы предпочитают работать «под ключ», что в известной степени облегчает ваши муки. Если автор ошибся, ему же потом эти ошибки исправлять.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЭТО ЗАЙМЕТ?
Обязательно дайте декоратору столько времени, сколько он попросит, а потом еще добавьте. Хороший интерьер может стоить год работы, он не может появиться одномоментно, если это не халтура и не спортивное соревнование. Одна из самых красивых московских квартир делалась на моих глазах в течение нескольких лет и таким примерно образом: хозяин медленно и внимательно покупал своей квартире подарки, как девушке, следя за ее реакциями и за тем, что ей идет. Насилия он не применял, и это правильно. Сама работа не так важна, как два этапа — предварительный и завершающий: разговоры перед проектом и доводка готового интерьера.
Главное — разговоры перед проектом. Вам должен понравиться человек, которому вы собираетесь доверить свой дом и свои деньги. Нужно к тому же почувствовать в нем не только хорошего художника, но, что важнее, хорошего собеседника. С ним должно быть комфортно, потому что настоящий декоратор похож на психоаналитика. Даже на психотерапевта, как уверял меня швейцарский архитектор Бернар Чуми, который
Задача декоратора не столько сделать проект и силой его впарить, сколько системой хитроумных провокаций, то мытьем, то катаньем выяснить, что же, собственно, вам надо. Если он не спрашивает о ваших вкусах, маниях и пристрастиях, если не лезет в душу и не расспрашивает об эдиповом комплексе — это плохой декоратор, гоните его в немытую шею. Декоратор делает интерьер не для себя, а для вас, и то, что для него — рядовая история болезни, для вас — единственный в своем роде случай.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
ЕЛЕНА ШУЛЬГА
«Опыт и вкус — две совершенно разные вещи. Есть
ВИКТОРИЯ КОЛОС
«Всегда мечтала о квартире с большим стеклянным окном, а за ним чтобы было море. У меня, конечно, моря нет, но моя квартира приближается к идеалу. С кем хотела бы поработать? Ну в идеале — с таким кудрявым блондином с крыльями за спиной. А еще — с Ренатой Литвиновой. Мне нравится ее чувственность, ее утонченность, ее тембр голоса. Мне кажется, я хорошо чувствую ее образ».
ВЯЧЕСЛАВ ХОМЯКОВ
«Лучший проект? Мой лучший проект еще впереди. Мне хотелось бы работать с клиентом… Щедрым, ну и еще раз щедрым. А идеальных вообще не бывает. Главное в работе с пространством — его естественность. Поскольку мы все живем среди природы, то ее должно быть много и в декоре. Она так же прекрасна, как женское тело. Это, наверное, первично, а декор вторичен. Декор — как пиджак, я могу его снять, а естественность первична, как тело».
ВЕРОНИКА БЛУМГРЕН
«Я хотела бы жить на теплой улице, простой теплой улице, чтобы там было дерево и вода рядом. Мой лучший проект — помимо „посадить дерево, построить дом, родить детей“ — это спа, который сейчас уже, к сожалению, закрылся. Мне хотелось бы сделать интерьер для моих близких, при этом я готова работать совершенно бесплатно. Мне кажется, декораторы должны влиять на клиентов. Причем это влияние может быть от 1 до 200%. Если у нашего заказчика проблемы со вкусом, мы так и скажем: „То, что вы предлагаете, ужасно. У вас чудовищный вкус, и это полное безумие“. А идеальный заказчик — 198 см, не блондин».
АННА МУРАВИНА
«Самое лучшее пространство для жизни — у моря. Так говорили римляне: „Уж если выпало в Империи родиться, то лучше жить в провинции, у моря“. А идеальный заказчик — это как идеальный муж: капитан дальнего плавания.
ИРИНА ЛЕБЕДЕВА
«Декораторы нужны тем, кто не может самостоятельно отыскать в себе образ своего жилища. Хотя в идеале хотелось бы, конечно, реализовывать не то, что внутри заказчика, а то, что внутри меня. Идеальный заказчик — тот, кого я не вижу вообще. Он приходит, платит деньги и потом до самого конца не появляется. Для меня не так важен вопрос денег, как вопрос давления: я не люблю, когда на меня давят. А вот жить я хотела бы на природе, в таком месте, где много деревьев».
ЛАДА ГУСЕВА
«Я хотела бы сделать интерьер двум людям: Квентину Тарантино и Сергею Пенкину.