Симпатичная глупость
Отец Иоанн Охлобыстин, священник и киносценарист

 
Иллюстрация: Борис Верлоф
 Страшный суд уже начался? Почему священники благословляют скинхедов на погром гей-клубов?
 Это глупость 
 Симпатичная?
 Ну да: переусердствовали с разгулом нравов немножко. Надо, что ли, «районы красных фонарей» открывать, чтобы они там наслаждались своей половой независимостью. А так  дети же. Маленький мальчик ходит в школу мимо витрины «Арбат Престижа», где мужики в трусах прыгают, и у него, когда он вырастет, уже не будет ощущения, что 
 А убивать  разве святое дело? Можно на это благословлять?
 Нет, это не просто греховно, это еще и глупо. Я думаю, их строго накажут, потому что это нарушение и дикость. Если бы они сами переоделись и с дубинами побежали лупить, это было бы понятно. А освященной агрессии не может быть как таковой, это абсурд. Но есть священники, которые так себя рекламируют. Одни  в фашистских газетах пишут и громят гомосексуалистов, другие  венчают гомосексуалистов.
 А тебе никогда не бывает неудобно за церковь, к которой ты принадлежишь?
 Мне бывает обидно. Когда я еще не был священником, ко мне в пост приехали из Ростова однополчане, и мы с ними отпраздновали. На следующий день я пошел в церковь: исповедаться хотел. А там священник  статный красавец, холеный, белые длинные пальцы, не знающие физического труда. Такой громогласный, убедительный, вокруг него группа экзальтированных гражданок из богатого района Смоленской. Я к нему подошел и говорю: такая ситуация, батюшка, не удержался в посте, а я прислуживаю в церкви и мне неудобно. Неожиданно он начинает, дабы произвести, ну явственно, впечатление на дамочек, громко меня попрекать. Мол, как вы могли  Святой пост! Перечислил все доступные ему уровни святости. На весь храм. А там злые черные угольки этих дамочек на меня из темноты загорелись. А я его подуспокоил сердитым словом и обещал побить, если он сейчас же не прекратит. Я был унижен, но больше разъярен, но у меня это не отбило никоим образом к церкви вкуса, потому что я понимал, что он и церковь  это совершенно разные вещи.
 Ну почему так много глупых священников?
 Нет, умных священников много. Но они молчат. У них просто времени нет. У нормального священника двести человек паствы, ему с половиной нужно в день созвониться, встретиться, если он за ними следит. А кто эти  я не знаю, у них, видимо, очень много свободного времени.
 Православная церковь становится русской национальной идеей для националистов. Они начинают по этому поводу громить одних, других. Мальчика-армянина убили в центре Москвы.
 Абсурд в том, что мальчик был христианин и ехал на Пасху в церковь. А убили его не за православное и даже не за русское. Это же юношеский радикализм. Он появляется оттого, что азербайджанского мальчика в школу на Audi привозят, а ты на маршрутке добираешься. У армянского мальчика коммуникатор, а у тебя до сих пор Nokia 3310. А 
 Кстати, про профанацию. Два года назад, когда в ресторане было постное меню, это была неожиданная радость, теперь без постного меню нельзя: это просто неприлично. Все резко стали православными. Православие входит в моду или что?
 Входит в быт. Крестины, венчание, красить яйца, ходить на крестный ход. Это психология. Это вопрос стабильности и комфорта. Хорошая работа, школа, дом, крестный ход на Пасху и пост. Есть разные заскоки. Вот в районе Рублевского шоссе считается благочестивым, чтобы дочь пела в церковном хоре, потому что Путин в церковь ходит. Но это не про веру, это про патриархальные традиции.
 Вот придешь в католический храм  там так красиво, приятно, сел на скамеечку, сидишь, никто тебя не трогает. А в православный придешь  стоишь, неудобно, да еще старушки к тебе пристают: не так стоишь, не туда смотришь. Почему так?
 Я однажды освящал один дом в Ватутинках. Гигантский, два бассейна, немереное количество зимних садов. Единственное  я не нашел ни одной нормальной кровати, то есть была одна трехметровая кровать, но спать на ней невозможно. Очень уж эстетично: яичко к яичку, с ароматом ландыша  очень далеко от жизни. Не тепло это.
 У тебя своя паства, своя церковь, свой дом, своя семья. За них ты отвечаешь, они тебе важны. Остальные  сами разберутся?
 Ты не представляешь себе, что может твориться на улицах Иерусалима: если ты зайдешь в хасидский квартал  тебя заплюют. В исламской стране что может произойти, если ты появишься 
 А вот ты  ходишь без рясы, без бороды, даже креста на тебе явно не висит, а рожа противная и волосы длинные: сам не боишься?
 А у меня пистолет.