Атлас
Войти  

Также по теме

Шпионские игры

Госдума работает в ударном темпе. 23 октября рассмотрено 64 законопроекта. Среди принятых — ставший уже скандальным документ, который расширяет понятие государственной измены и вводит в Уголовный кодекс новую статью на эту тему. Что может сулить этот закон в реальной жизни?

  • 15427

Допустим, вы поддерживаете научные контакты с каким-нибудь американским университетом или ведете совместный бизнес с немецкой фирмой. В один несчастливый для вас день, когда заурядный майор с Лубянки вдруг решит, что ваши доходы неоправданно велики, а его — удручающе низки, против вас заведут оперативно-разыскное дело по подозрению в государственной измене. Поскольку ваша статья в вестнике американского университета искажает исторические факты, а кто-то из злокозненных американских журналистов, опираясь на вашу работу, провел еще и аналогию с сегодняшним днем, то налицо будет нанесение ущерба безопасности России со всеми вытекающими из УК последствиями.

Если немецкая фирма поставляет вашему предприятию качественные продукты машиностроения, то фактом своего сотрудничества с ней вы непременно укрепляете ее финансовое положение. Однако гражданин майор, опираясь на собственные разведданные, установит, что эта же немецкая фирма поставляет военную технику для Бундесвера и Пентагона, что укрепляет военный потенциал НАТО и, соответственно, угрожает обороноспособности России. Таким образом, вы — пособник врагов России и государственный изменник. 

Если дела у майора будут совсем плохи и он разменяет на своем счету последний миллион, то его сотрудники встретят вас на выходе из принадлежащего французской «Ассоциации семьи Мюлье» продуктового гипермаркета «Ашан» в Москве или любом другом городе России. Вы заплатили за купленные продукты деньги, их конвертировали в евро и отправили на счета французской фирмы, которая уплатила положенные во Франции налоги, чем укрепила обороноспособность члена НАТО и т.д. по готовому рецепту. А если вы к тому же еще оставили в книге отзывов пожелания по улучшению работы магазина, то этим вы оказали «иную помощь», что будет убедительно доказано выемкой этой книги, почерковедческой и психолого-лингвистической экспертизами, а также показаниями кассиров, продавцов и охранников магазина.


Разумеется, эти сценарии применения новых законов выглядят сейчас абсурдными и кажутся утрированными. Но это только сегодня

В любом из этих случаев вы либо схватитесь за кошелек, чтобы оперативно-разыскное дело не превратилось в полноценное уголовное; либо броситесь с загранпаспортом к ближайшим авиакассам, чтобы улететь подальше от майора и его сотрудников; либо в отчаянии начнете собирать самые необходимые вещички, чтобы не выглядеть в следственном изоляторе последним голодранцем.

Разумеется, эти сценарии применения новых законов выглядят сейчас абсурдными и кажутся утрированными. Но это только сегодня. Наше законодательство развивается стремительно и не в лучшую сторону. В нашей истории уже были абсурдные законы, карающие лишением свободы за опоздание на работу, рассказанный анекдот или подобранные на краю поля колосок пшеницы.

Смысл нынешнего правительственного законопроекта — в расширении понятия государственной измены и безопасности государства. Понятие государственной измены фундаментально пересмотрено. До сих пор к ответственности по статье 275 УК «Государственная измена» могли привлечь за некие действия, связанные с нанесением ущерба «внешней безопасности Российской Федерации». Правительственный законопроект исключил из теста ст. 275 слово «внешней», и, таким образом, речь стала идти просто о безопасности государства. Возможности для применения этой статьи к российским гражданам сразу резко возросли. Если «внешняя безопасность» — это как ни крути вопросы обороны и военной тайны, то под «внутренней безопасностью» можно понимать все что угодно и в каком угодно виде: дестабилизация режима, ущерб государственному суверенитету, покушение на конституционный строй, подрыв моральных и нравственных устоев, умаление авторитета власти, оскорбление высших должностных лиц или неуважение к отечественной истории. Тут у кого на что хватит правоохранительной фантазии.

Если раньше «изменники» должны были быть уличены в сотрудничестве с иностранными организациями,  то теперь к ним добавились и международные.

Если до сих пор под государственной изменой понимался шпионаж или выдача государственной тайны, то теперь к этому добавилось «оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи». И, как уже было отмечено, не обязательно государству, можно — организации.

Если прежде государственная измена состояла в помощи зарубежным организациям, которые проводят «враждебную деятельность» против России, то теперь о «враждебной деятельности» речь уже не идет. Для состава преступления хватает уже просто того, что эти организации зарубежные или международные, чем бы они ни занимались. 


Если раньше «изменники» должны были быть уличены в сотрудничестве с иностранными организациями, то теперь к ним добавились и международные

Простор для деятельности органов госбезопасности открывается небывалый. На адвокатов можно вообще не обращать внимания. Раньше они могли ставить палки в колеса карательной колеснице, но больше этого не будет. Законодатель пишет об этом в Пояснительной записке к законопроекту весьма откровенно: «Указанная форма государственной измены в действующем редакционном оформлении является крайне сложной для доказывания, поскольку ссылки на недоказанность наличия в действиях лица признаков проведения именно «враждебной» деятельности используются защитой в качестве основного аргумента для освобождения обвиняемых и подсудимых от уголовной ответственности и наказания».

Подкорректировала Госдума и статью 276 УК РФ («Шпионаж»), по которой привлекают к ответственности иностранцев. За государственную измену их судить трудно, поскольку они российскому государству не присягали, поэтому для них — отдельная статья. (Правда, российские граждане тоже присягу на верность государству не приносят, но они считаются обязанными родине по факту своего рождения в ней.) Статью 276 тоже слегка расширили. Если раньше шпионажем  считался сбор информации «по заданию иностранной разведки», то сейчас к этому прибавились «лица, действующие в ее интересах». Кто в чьих интересах действует, будет знать только гражданин майор и, с его слов, судья, выносящий приговор.

Не ограничившись капитальным ремонтом законодательства о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства, Госдума добавила в Уголовный кодекс новую статью 283 ч. 1 УК РФ. Чтобы загреметь за «незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну», необязательно шпионить или изменять нашему государству с другим. Достаточно раздобыть гостайну путем «похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом». Что будет пониматься в судебной практике под «обманом», «принуждением», а особенно под «иным незаконным способом», даже представить себе трудно. К тому же публичного списка государственных тайн не существует. Если вы, например, раздобудете для публикации сведения о доходах вице-премьера российского правительства, то легко можете попасть под статью 283 УК РФ, поскольку, как это недавно выяснилось, такие сведения являются государственной тайной.

Итак, закон о поправках в Уголовный кодекс нижней палатой Федерального собрания принят и теперь отправился в Совет Федерации. Там с ним согласятся и отправят на подпись президенту. Он тоже вряд ли станет возражать.

Пока же свои возражения представил глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. Он попросил Совет Федерации закон отклонить. Это правильно, без этого никак нельзя — кто-то должен возразить. Все-таки у нас государство свободное, демократическое, а  главное — правовое.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter