Атлас
Войти  

Также по теме

Седмица Сырная

«Многие полагают, что масленица к вере отношения не имеет...»

  • 1659

Многие полагают, что масленица к вере отношения не имеет, что это народный праздник встречи весны. Ей посвящены все его ритуалы – блины, маскарад, драки и взятие снежного городка. Но вот в православном церковном календаре читаем: «26 февраля/11 марта. Седмица сырная (масленица) – сплошная». И у церковной масленицы есть своя история, обряды и свой смысл.

Храм Большого Вознесения у Никитских ворот. Тот самый, где в 1831 году венчались Пушкин и Гончарова. Леса реставраторов, уходящие под потолок. Полумрак. Ладан. Треск свечей. Мы сидим со священником отцом Владимиром на скамеечке в трапезной. Батюшка раскрывает православный календарь на дате 11 марта (нов. стиль) и закладывает страницу красной ленточкой:

Масленица – это подготовка к семи неделям Великого поста, к которому верующие должны прийти со светлыми мыслями и чистой душой, – поясняет отец Владимир тихим скорым говорком. – Но как нельзя младенца кормить грубой пищей, так невозможно от прихожан требовать, чтобы они сразу стали на пост.

Церковная масленица похожа на сумерки. Плавно опускается ночь и густеют краски, медленно – от дня ко дню – верующие ограничивают себя в пище, общении, неправедных мыслях и поступках. И от службы к службе постигают смысл этого ограничения. Работа над собой начинается задолго до наступления Сырной седмицы, с Недели о мытаре и фарисее (24 февраля). В этот день в храмах читается глава Евангелия, повествующая о том, как молились два человека. И один, фарисей, возносил хвалы Господу за то, что он праведен. A другой, мытарь, бил себя в грудь и стонал: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» И Господь отпустил ему, а не фарисею, все грехи сполна. Ибо, пояснено в Писании, «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

В этот же день на вечерне к привычной службе добавляется песнопение Великого поста. Это очень красивое действо. Перед тем как затянуть песнь, священники гасят в храме свет – только лампады остаются мерцать у алтаря и икон. Церковь погружается в полумрак. Молящиеся сдвигаются теснее. И в бархатном сумраке, где голоса звучат ниже, а слова значительней, раздается: «Покаяния отверзи ми двери...»

За покаянной Неделей о мытаре и фарисее следует Неделя о блудном сыне (3 марта) – повесть о возвращении грешного, но раскаявшегося человека к Богу. С этого воскресенья богослужения ведутся по Постной Триоди, а к песнопениям добавляется 136-й псалом – «На реках Вавилонских...». И в верующих зарождается хрупкая надежда на обретение родины, горнего Иерусалима.

Третий акт – Вселенская Родительская суббота (9 марта) и Неделя о Страшном суде (10 марта) – повествование о начале и конце человечества. В родительскую субботу Церковь поминает всех от века умерших православных христиан. А в воскресенье наступает мясопуст – день прощания с мясной пищей, «отпускания» ее. Сырная седмица, вступающая в свои права с понедельника, это, по сути, постный праздник, хотя пока еще разрешены и молоко, и яйца...

В церковных стенах Сырная седмица осенена молитвой святого Ефрема Сирина о даре покаяния. Но за стенами православный люд, включая и духовенство, веселится напропалую, будто стремясь наесться-нагуляться перед Великим постом. Так было в 1476 году, когда Иван Грозный наблюдал, как в кулачном бою его опричники кропят кровью лед Москвы-реки. Так было в 1722 году, когда у Красных ворот был сооружен гигантский фрегат – на его палубе паясничали Петр I, Екатерина и придворные в масках волков, журавлей и драконов. Так осталось и по сей день. Вот доказательство.

Дело было в 1999 году в Суздале, куда я увязалась из любопытства за своей знакомой и ее друзьями – большими поклонниками народных обычаев. Мы смастерили Масленицу: две швабры, красные тряпки, вместо головы – ведро. Всю субботу таскали куклу по городу. A на закате сожгли – воткнули ее в снег и подпалили одежды. Собрался народ. Взвилось пламя, женщины пустились в хоровод, закружили розы на их павловских платках. И глядя на танцующих, я вспомнила вдруг: говорят, давным-давно Масленица вышла из-за сугробов, увидала мужичонку и подхватила его в пляс. Так и заплясала до смерти...

Отец Владимир понимающе кивает: – Многие проповедники обрушивались на масленицу. В конце XVII века Патриарх Aдриан даже пытался запретить «бесовский праздник», но не сумел – только сократил с четырнадцати до семи дней. А со временем Церковь и вовсе смирилась с масленицей, и вот, приняла ее в число своих обычаев...

Последний день масленицы – Прощеное воскресенье. В церкви в этот день вспоминают изгнание Aдама из рая, а в народе прощаются с зимой и еще одним прожитым годом. Гаснут масленичные костры. Люди навещают могилы предков, а после спешат к вечерне. Воскресная служба начинается как обычно: чтение Евангелия, золотистое облачение священников. Но вдруг все меняется. Наступает новая неделя – Неделя Великого поста. Этот миг отмечен обрядом преоблачения, когда священники выходят к молящимся не  в золоте, но в фиолетовом – цвете скорби и вечности.

Службу завершает чин прощения. Батюшки, включая и настоятеля храма, выходят на солею (возвышение перед иконостасом) и кланяются земным поклоном, прося друг у друга и у прихожан прощения – за все обиды, вольные или невольные, за невнимание, за грехи. A прихожане в свою очередь подходят к священникам, целуют Евангелие и произносят главную формулу этого дня: «Простите меня, грешного...» A в ответ: «Бог простит, как я прощаю...»

Это очень трудный обряд. Как это вдруг – поклониться кому-то в ноги, попросить прощения? Непривычно. Но после на душе делается легко-легко.
Так говорит отец Владимир. Я же припоминаю шмелевского Василь Василича, как он, пьяненький, причитал: «Справили маслену... нагрешили... прости... Христа ради...» И думаю, что у народа на все свои правила, и что широкая масленица для того человеку и нужна, чтобы глубже впасть в грех и полнее – раскаяться.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter