Константин Самойлов, фэшн-консультант, редактор сайта vconfession.com:
«Кутюрные дома, конечно, подстраиваются под своих клиенток, основной массив которых составляют жены шейхов. С 2002 года Миучча Прада, Кавалли, Фенди специально шьют кафтаны для кувейтского шейха Маджеда аль-Сабаха. Но в целом, мне кажется, мусульманки едут во Францию за парижской модой, а не за лихо скроенной паранджой. Прогнозировать, укрепятся ли мусульманские мотивы в моде, сложно. Потому что все во все перетекает, а в то, что будущее зависит от тебя, верят только в «Мегафоне». Если всех неверных обратят, то, конечно, модельеры подтянутся и начнут строчить — это же бизнес».
Объем мирового рынка исламской моды — более $96 млн
Тюрбан
В начале XX века модельер Поль Пуаре одел Париж, сходивший с ума по балету Римского-Корсакова «Шехеразада», в «тюрбан махараджи». С тех пор тюрбаны регулярно возвращаются на подиумы. В 2007 году Prada одела моделей в короткие обтягивающие юбки и тюрбаны, в 2008 году свои тюрбаны выпустил Hermes.
?Тюрбан Hermes
Hermes, 2008 год
Мелих Кесмен, дизайнер, Берлин:
«Мой бренд Style Islam — это недорогая повседневная одежда, соответствующая требованиям шариата, с принтами вроде «I love my prophet», «Go halal» и т.д. Я не хотел никого провоцировать, но мне постоянно приходят возмущенные письма и от мусульман, и от христиан, и от атеистов. Я же считаю: пока вы не переходите границ дозволенного исламом, вы вольны носить что угодно. Живя в Берлине, я вижу людей, которые боятся мусульманской экспансии. Они против того, что я использую образ Иисуса и называю их с Мухаммедом братьями по вере. Хотя Иисус и наш пророк тоже».
В мире 1,6 млрд мусульман. До 24 млн из них живут в Западной Европе. К 2015 году эта цифра может увеличиться в 2 раза
Буркини от дизайнера Hasema
Буркини
Термин (бурка + бикини) и вообще концепцию купальника для мусульман придумала дизайнер Ахеда Занетти пять лет назад. Среди мусульманок популярны буркини от компаний Zehba и Hasema. Впрочем, богословы авторитетного суннитского университета и мечети Al-Azhar не допускают ношение буркини, настаивая, что такой вещи, как «приемлемый исламский купальник», не существует.
Эльвира Низамиева, главный редактор российского журнала «Мусульманка»:
«Некоторые мусульмане отрицательно относятся к самому понятию «мода», говоря, что ничего общего с исламом оно не имеет и все это происки западной культуры. Другие, напротив, говорят, что мода в исламе есть, и даже пытаются каким-то образом развивать ее, устраивая показы. Например, I Международный конкурс мусульманской моды Islamic Clothes, который прошел в 2009 году в Казани. Есть существенные отличия исламской моды в России и мусульманских странах. Так, в Саудовской Аравии по закону женщины должны носить черную бурку, и о понятии «мода» речь там, в общем, не идет».
Чулки и паранджаВ 2009 году компания Liaison Dangereuse выпустила рекламный ролик, в котором женщина надевает лифчик, натягивает чулки, а в конце ролика закрывает тело паранджой. Мусульмане были возмущены, хотя нормам шариата такое сочетание не противоречит: видеть женщину в нижнем белье может только муж, а ислам предписывает быть привлекательной для супруга. Мода на нижнее белье в исламских странах не отличается от общемировой — пользуются популярностью те же Etam и Agent Provocateur. Мешает любви к красивому белью только то, что подавляющее большинство продавцов в мусульманских странах — мужчины.
?В самом большом в мире торговом комплексе —The Dubai Mall — более 1 200 магазинов общей площадью 12 100 000 км2покупатели — жители «нефтяных» государств
Глянец
На арабский рынок уже вышли Marie Claire, Elle, Harper’s Bazaar. Правда, Лоренс Хемберт-Вермус, директор по международному развитию Marie Claire, полагает, что концепция журнала и мусульманская культура не очень совместимы — но тираж последнего номера был распродан за несколько дней. В 2007 году вышел пилотный номер журнала MSLM, рассчитанный на мусульман от 16 до 26 лет — аудиторию, с которой почти никто не работает.
?Полина Сохранова, редактор отдела моды журнала Vogue:«Жители ОАЭ славятся как любители красивой жизни и важные клиенты модных домов. Дубай — центр шопинга, где можно найти все что угодно. Некоторые марки даже выпускают специальные вещи для местных магазинов. Недавно Vogue запустился в Турции. Это первый Vogue в мусульманской стране. Премьерный номер очень светский и ничем не отличается от выпускаемых в Европе. В нем нет женщин в хиджабах и запретных тем — Турция не самая строгая в смысле религии страна».
Paul Smith, 2009 год. По словам дизайнера, его вдохновила выставка восточного искусства в галерее Тейт
Полицейские обыскивают здание отеля «Марриотт» в Карачи перед Неделей моды в Пакистане. Мероприятие несколько раз откладывалось из соображений безопасности
Русудан Джамиля Кобякова, дизайнер:
«Я занимаюсь дизайном мусульманской одежды лет десять. Как правило, мои клиенты — образованные женщины c доходом семьи выше среднего. Ориентироваться на мировую моду очень сложно, потому что ее тенденции в основном связаны с подчеркиванием силуэта, а это чуждо исламской одежде. Но что касается цвета, орнамента, форм — вполне можно пользоваться. Прогнозируют, что в этом году в моду войдут широкие плечи, — с этим можно работать».
Новая коллекция BCBG, представленная на Неделе моды в Нью-Йорке. Обтягивающий длинный рукав с просторной туникой без рукавов — очень характерная черта женского мусульманского стиля в одежде
Российские модели на показе в Каире, 2007 год
Весенне-летняя коллекция Laura & Medni. Moscow Fashion Week, 2010 год.
Выпускницы Дома моды Вячеслава Зайцева Лаура и Медни Аржиевы принадлежат к влиятельному чеченскому тейпу. В 2009-м в самом центре Грозного они открыли бутик чеченской моды Laura & Medni площадью 1 470 м2. Власти Чечни относятся к студии как к локальному нацпроекту, Рамзан Кадыров периодически высказывает девушкам свое одобрение, тем более что их последняя коллекция посвящена его жене Медни.
Потенциал европейского рынка исламской одежды — от $960 млн до 1,5 млрд
В 2009 году Алена Ахмадуллина, один из самых успешных российских модельеров, ездила в Грозный, чтобы присмотреть место для своего дома мод, — предложение поступило от руководства республики.
Лагерфельд и Коран
В 1994 году Карл Лагерфельд сшил для Chanel платье с надписью на арабском, скопировав ее с барельефа в Тадж-Махале. Выяснилось, что эта фраза часто повторяется в Коране, Лагерфельда немедленно обвинили в богохульстве, а Клаудии Шиффер, демонстрировавшей платье, угрожали смертью. Лагерфельду пришлось публично извиняться — он пообещал сжечь платье, фотографии с ним и все негативы.
Бэкстейдж Недели моды в Пакистане, 2009 год
FiMiNin, редакторы блога об исламской моде fiminin.blogspot.com, Джакарта:
«Основные тенденции исламской моды в этом году — бледные и ягодные цвета, а также двухслойный верх, не важно, куртка это, блузка или жилет. В целом же западная мода, конечно, сложнее, чем исламская. Но западным дизайнерам бывает сложно создавать одежду, следуя всем правилам шариата, хотя такие заказы они выполняют. Поэтому они часто используют одни и те же гладкие ткани — с их помощью проще делать элегантную закрытую одежду».
Стоимость дизайнерских моделей исламской одежды доходит до $10 000. Их основные покупатели — жители «нефтяных» государств
Коллекция иракского дизайнера Афры Алани. Багдад, 2004 год
Джана Коссаибати, редактор блога hijabstyle.blogspot.com, Лондон: «Мой проект — первый специализированный блог про исламскую моду в Соединенном Королевстве. Потенциал рынка исламской моды огромен: не заняты ниши одежды для беременных, спортивной одежды, свадебной, вечерней. В западной моде очевиден переход от непосредственного использования исламской одежды к более тонкому заимствованию — адаптации орнаментов, кроя. И это отчасти делается для привлечения мусульманок. В Лондоне многие носят платки, просто так, и это не вчерашняя тенденция. А мусульманкам очень нравится новая коллекция платков от Christian Lacroix».
Коллекция индонезийских дизайнеров Себастьяна Гунавана (слева) и Бернарда Чандрана. Фестиваль исламской моды. Куала-Лумпур, 2006 год
Амина Васильева, дизайнер:
«Я шью только на заказ, отчасти потому, что не все женщины стремятся беспрекословно следовать в одежде законам шариата. И это выгодней, чем открывать магазин. В европейской моде 1970-х годов модельеры часто использовали национальную одежду мусульманских стран, даже не изменяя ее. Это было связано в первую очередь с клиентками из стран Востока, такими как иранская шахиня Фара Диба и саудовская принцесса Фейсаль. В коллекциях ведущих Домов моды нашего времени появились платья-туники, платья-халаты, платья-накидки. Отдельное достоинство таких платьев в том, что в них комфортно, так как в отличие от европейских они не облегают тело и позволяют ему дышать».
Cовокупное состояние 34 арабских миллиардеров — $115,8 млрд
Первое шоу исламской моды прошло в 2003 году в Иране. С тех пор подобные мероприятия проводятся почти каждый год. В 2009-м в одной только Джакарте прошло три фестиваля моды. В прошлом году в Лондоне впервые прошел фестиваль «Мир арабской моды», который обещает стать ежегодным. Также среди запланированных событий — первое арабское шоу детской моды в Сеуле и Ярмарка моды, нижнего белья и аксессуаров в Стамбуле.
Бэкстейдж показа египетского дизайнера Марвы Хамед. Каир, 2007 год