Атлас
Войти  

Также по теме

"Доллар и евро не могут повлиять на сакральность Путина"

Вера в чудо намного старше веры в науку, а россияне в вопросах духовной жизни по-прежнему верны традиции, считает культуролог Андрей Голубков. Наши граждане и в XXI веке выбирают сакрального лидера в Кремле и свечку за 500 рублей, а не психоаналитика и антидепрессанты

  • 5397
Thinkstock/Fotobank.ru

Thinkstock/Fotobank.ru

Трудные времена вернулись в Россию: курс рубля скачет, цены растут, война на Украине раздувает угли давнего конфликта нашей страны и Запада. Наш привычный образ жизни меняется на глазах​, наши политики все чаще говорят о традиционных ценностях и кажется, что Россия еще никогда не была так далека от Европы.

Она никогда не был к ней близка, считает культуролог Андрей Голубков. Очередной кризис обнажил пропасть между массовым сознанием россиян и европейцев. Когда немец идет к психоаналитику, россиянин покупает свечку в церкви и надеется пережить трудные времена под крылом у национального лидера. Россия до сих пор не сделала выбор в пользу рационального мышления, и именно таким способом сохраняет свою идентичность.

- Мистика работает?

- В моей семье кремы, заряженные Чумаком, работали прекрасно. Если серьезно, то все зависит от самого человека и его веры.

- Почему в кризисы, вообще в тяжелые времена люди у нас обращаются к мистическим  практикам, посещают гадалок и экстрасенсов?

- Экономика – это порождение разума, а не интуиции.  Я три дня назад был в Греции, там жуткий кризис, людям очень плохо живется в экономическом плане, города находятся в упадке. А в церквях выстраиваются  огромные очереди из людей желающих приложится к иконе. Потому-что не работает рациональное мышление. У человека есть два восприятия мира: рациональный и интуитивный. Когда рацио не работает, в работу вступает интуиция.

Когда человек понимает, что внешний мир устроен несправедливо, нерационально, а честный труд и хорошее образование не помогают заработать, тогда человек идет за помощью к гадалкам и магам.  У нас идет чаще, потому что вера в чудо у католических и православных культур выше, чем у протестантских, где основная опора человека – труд, физический или умственный.  Православная культура верит в чудо и в посредника, будь то царь, президент, бог или, на худой конец, Чумак с Кашпировским.

- А финансовая неопределенность – дополнительный стимул пойти к колдуну?

- Если бы сейчас мне дали гадалку, которая сможет предсказать курс евро через три месяца, я бы отдал ей половину своей зарплаты. Но это говорит моя жадность, мое бессилие предсказать курс евро рациональным путем. У человека есть два пути: рациональный и интуитивный. Когда тормозит один, приходится обращаться ко второму. В прошлый кризис я поддался панике и купил доллар по 37,7, потом он упал до 29 рублей.

- В западной стране человек в такой ситуации пойдет к психологу, а не к гадалке?

- Конечно. Психоанализ на Западе идет от идеи болезни, человека необходимо вылечить от меланхолии. В России обращение к психологу заменяется наставлением на путь истинный. Ребенок заболел? Русскому человеку непременно нужно купить свечку не за 100 рублей, а за 500, потому что она более действенна. В основе – идея, что чудо может свершиться. Вера, что можно не лечить, а подождать.  Поход в церковь и поход к психоаналитику – это вещи в европейской и русской культуре по цели схожие.

- Если русский человек ходит к психологу и пьет антидепрессанты, он – псих?

- Да. В России не признаются в употреблении антидепрессантов, только в столицах это допустимо и даже модно. Среднестатистический русский не будет признаваться, что сидит на таблетках и посещает психолога, потому что это болезнь.

- Но у нас любят говорить о болезнях.

- О болезнях да, но не о психических. Это всегда опасно. Психиатрические заболевания в России очень поздно стали болезнями. Мы быстрее признаемся, что сходили в церковь. По смыслу я большой разницы я  не вижу, но экономически психоанализ дороже (смеется). Психоанализ стоит 100 евро за сеанс. Так что церковь в трудные времена – это массовый вид психоанализа.


"Мы не сакрализовали человека при котором достигли апогея благополучия, но сакрализовали человека, при котором доллар стоит 48 рублей"

- Россия вообще – рациональная страна?

- Нет, что вы. Рациональная страна создает нормальную экономику, построенную на принципе «произведи духи себестоимостью рубль и продадим по 100 рублей». Мы строим космический корабль, который стоит далеко не 100 рублей, а продать его нельзя даже за рубль. У русских нет маленьких целей, у русских есть цель спастись и спасти всех.

Мы создаем себе кумира, спасаются всем скопом, ищем посредников для связи со всевышним. Здесь есть большие плюсы, но есть и опасности. В этом отношении мы непредсказуемы.

- То есть русским людям свойственно создавать себе кумиров?

- Это свойственно всем нациям. Урвать кусок от платья звезды на рок- концерте, утащить лифчик. Это фанатизм дремучего первобытного мышления, те же мистические практики. Формы сакрального мышления есть у всех людей всех культур даже в благополучное время.

- Отличие в том, что у нас эта схема работает не только в шоу-бизнесе, но и в политике?

- Россия – это яркий пример сакрализации власти. Так нация объединяется. Правда, когда большинство объединяется под флагом веры в кого-то, оно жертвует своей волей. И требует того же от всех остальных. Смысл сакрализации в том, что вы отдаете тому, в кого поверили, право решать за себя.

- Получается, когда к нам пришел Владимир Владимирович Путин и все наладил, мы сакрализировали его фигуру?

- Да, сегодня  это фигура сакральная.

- Давайте вспомним 2011 год, у власти был Медведев, люди вышли на Сахарова и на Болотную, почему?

- Потому что сакральной фигуры в том момент у власти не было. Правление Медведева мы с друзьями называли «прухой». Нефть стоила 150 долларов, Дима Билан выиграл «Евровидение», русские обыграли голландцев в футбол, доллар стоил 26 рублей. Легкость бытия была невыносима. Поэтому русские  не сакрализовали фигуру Медведева. 

Мы не сакрализовали человека при котором достигли апогея национального благополучия, но сакрализовали человека, при котором доллар стоит 48 рублей и растет. Но из-за того, что Путин – сакрален, курс доллара и евро на сегодняшний день не могут повлиять на харизму президента. А вот если бы сейчас во главе государства был Дмитрий Анатольевич, последствия были печальны.

Что будет, когда сакральная фигура уйдет?

- Что делать, если уйдет сакральный лидер, не знаю, все, что угодно. В России у власти не может быть просто менеджер, хотим мы этого или нет, нужна сакральная фигура такого же масштаба.

- Гадалки и пророки еще долго будут в чести в России?

- Да, сегодня сделано все, чтобы мы оставались прежними и не встраивались в [рационаональную – БГ] систему ценностей. Здесь каждый может найти плюсы и минусы. Да, мы сохраняем свою идентичность, но не вызреваем как личность. С  точки зрения власти, наличествующие состояние идеально.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter