Михаил Брашинский
режиссер («Гололед»), сценарист («Игра слов: Переводчица олигарха»)
Кто умрет и когда — это не только драматическая необходимость, но еще и студийные планы, актерские расписания, финансовые требования и т.д. Если всего этого не учитывать, а исходить просто из сценарной необходимости, первые кандидаты на выбывание, по-моему, старик Бернард (по благородному контрасту с его смертельно больной женой Роуз, которую остров спас) и кореянка Сун (возможно, она умрет при родах, дав жизнь новому виду). Может погибнуть Бен, причем как раз в тот момент, когда уже откроет рот, чтобы выдать «реальную» тайну острова. Из романтических персонажей я бы пожертвовал блондинкой Джулиет: ей так и не удалось преодолеть пристегнутость к главному треугольнику, да и просто не нравится она мне. Плюс ее гибель добавила бы Джеку вины, что всегда полезно. Сойера надо держать до последнего, но все-таки в последнем эпизоде последнего сезона надо убить: он трагический герой, а значит, у него нет будущего и он должен заплатить по счетам. Но погибнет он, конечно, спасая других.
Тайны острова не существует. Ее не знают даже сами сценаристы сериала. Их задача — держать как можно больше дверей открытыми, как можно больше вариантов — возможными (на это, кстати, в свое время ориентировались и мы, задумывая русский ответ «Lost»). Судя по финалу 3-го сезона, действие 4-го должно состоять из трех частей: спасения, возвращения в нормальную жизнь и возвращения на остров (нормальная жизнь после спасения дает материал для нового круга флешбэков). Так или иначе, без острова эти люди уже не могут, а почему — из-за того что стали жертвами эксперимента или попали в параллельную реальность или даже в загробный мир, — какая, в сущности, разница. В конце концов, мы смотрим этот сериал не затем, чтобы в финале узнать разгадку.
Ольга Столповская
сценарист («Я люблю тебя», «Красный жемчуг любви»), режиссер («Я люблю тебя»)
Все останутся в живых. Те, кто умер, воскреснут, так как смерть была иллюзией.
На остров прилетят близкие родственники героев. Но впоследствии окажется, что они только выглядят как родственники, а на самом деле инопланетяне, которые проводят над героями спецэксперимент.
В конце концов выяснится, что остров — это живое существо типа рыбы, которая все время плавает, поэтому острова нет на картах.
Странные происшествия объясняются большим количеством психотропных растений, которые растут на острове и неизбежно попадают в пищу людям.
Николай Хомерики
режиссер («977», «Вдвоем», «Шторм»)
Джек начинает очень сильно пить. Мы видим Джека, который бухает по-черному, потому что он несчастлив, потому что с Кейт ничего не получилось. Он не может найти себя в этой жизни, ходит по проституткам. В один из вечеров раздается звонок от Клер, которая говорит, что у ее ребенка через несколько месяцев начал расти хвост. Она вся в слезах звонит Джеку. Выяснилось, что в ужасе она отрубила ребенку этот хвост — и тот умер.
Далее мы видим Сойера, которому звонит некая Эльза и говорит, что им нужно увидеться и поехать на остров. Сойер удивлен этим звонком, но Эльза его заманивает тем, что якобы на острове есть сокровища, а у нее есть карта, которая досталась ей, потому что она была членом той самой экспедиции, из которой в живых осталась якобы только француженка. Сойер соглашается, и они едут. При этом Сойер говорит, что там, наверное, полиция, спецслужбы, которые уже расследуют события, происходившие на острове. Они приезжают на остров и видят, что полицейские и работники спецслужб действительно там и они все мертвы.
Эльза начинает ухаживать за Сойером — он не ведется. Они начинают искать сокровища по этой карте, но она не очень понятная. Вдруг они встречают на острове Майкла и Уолта. Они построили себе хижину в джунглях, чтобы их никто не видел. В ней очень много книг — она вся заставлена философскими книгами. Они изучают Ницше, Канта, Аристотеля: Майкл помешался на философии. Кроме того, они целыми днями приседают, потому что Майкл вычитал в одной из книг, что это нужно для достижения просветления. Про случившееся с полицейскими они ничего не знают: они приехали, поставили хижину и никуда не выходят. Живут как Робинзоны Крузо, посадили картошку и ее едят. В остальное время читают книжки и приседают. Сойер им не верит, он думает, что что-то тут не так. Они решают до выяснения обстоятельств переночевать в хижине. Уолт, так как он молодой и у него играют гормоны, начинает приставать к Эльзе и обнаруживает, что Эльза на самом деле не женщина, а мужчина. Уолт убегает со страху куда-то в джунгли и пропадает.
Они просыпаются, Майкл видит, что сына нет, начинаются подозрения. Он в бешенстве, так как думает, что это Эльза и Сойер что-то сделали с его сыном. Он закрывает их в подвале и думает, как бы их помучительнее убить. Решает сжечь и строит холмик, на котором сможет совершить ритуальное сожжение. Они сидят в этом подвале голодные. У них завязывается роман. Когда они понимают, что их сейчас сожгут, Эльза признается Сойеру, что она не женщина, а транссексуал. Более того, она Джек: в определенный момент, совсем опустившись, он сам сделал себе операцию по смене пола. Сойер говорит, что не будет от этого любить ее меньше. Они влюбляются и параллельно роют землю с целью сделать подкоп. И вот они роют, роют и, прорыв достаточно глубоко, натыкаются на дверь. Смотрят в щелочку и видят огромное подземное пространство — это царство белых медведей, которые разговаривают человеческим голосом. Кругом расставлены мониторы. Оказывается, что белые медведи руководят миром. Во главе медведей человек — Чарли. Сойеру и Эльзе удается выбраться наружу так, что белые медведи их не замечают. У Сойера начинается нервный срыв. Он говорит, что любит Эльзу, что они нашли друг друга, что ему не нужно никаких сокровищ — он хочет просто убраться с острова. Эльза приводит его в чувство, и они продолжают поиски. Они возвращаются в хижину, где находят Майкла и Уолта мертвыми: Уолт убил отца, а потом покончил жизнь самоубийством. Ночью Эльзе снится Сун, которая говорит, что, для того чтобы найти ключ к карте, нужно съесть плод, и показывает некий фрукт, похожий на яблоко. Джек рассказывает об этом Сойеру. Тот ужасно боится (он вообще превратился в милого мямлю и нытика), но когда они находят плод, то все-таки его съедают и превращаются в белых медведей. К ним тут же подкрадываются другие медведи. Они рассказывают, что правят миром очень давно, потому что располагают огромными запасами нефти в Северном Ледовитом океане — запасы настолько велики, что поработить мир благодаря им ничего не стоит. Кроме того, они намерены уничтожить человечество, мешающее космосу нормально существовать.
Эльзе нравится жизнь в новых условиях: ей льстит принадлежность к правящей группе. Сойер угнетен. Однажды, когда медведи пили водку, к Эльзе подошел один из них. Его морда оказалась маской — это был Саид. Он легко распознал в Эльзе Джека. Саид давно прознал про план, проник на остров к медведям и заминировал его, чтобы помешать им воплотить свой план в жизнь. Он верит Эльзе, потому что на острове Джек вызывал доверие и был положительным персонажем. Однако Эльзе идея Саида не нравится, она его убивает, рассказывает о заговоре Чарли и становится его правой рукой. Вскоре путем интриг она убирает и Чарли, становясь предводителем медведей. Сойер не выдерживает и кончает жизнь самоубийством: обнаружив на острове бутылку виски (которое смертельно для медведей), он выпивает ее всю. Медведи продолжают разрабатывать свой план, как вдруг на остров высаживаются бурые медведи. Начинается дикая схватка, в которой они убивают друг друга. Последний медведь, умирая, видит северного оленя, который тайно проник на корабль к медведям, и произносит: «Так вот ты какой, северный олень».
Валерия Гай Германика
режиссер («Девочки», «Мальчики», «Сестры», «День рождения инфанты»)
Конечно, хочется, чтобы уже взорвалась большая бомба и все наконец-то сдохли. Но это было бы слишком просто.
Они возвращаются на остров, потому что забыли в палатке порножурналы, в которых были зашиты бриллианты той парочки, которую похоронили заживо. (Ну или, например, за белым лабрадором. Или потому, что на Гоа выросли цены на съем квартир, потому что наши предприниматели — тухлые скупердяи.)
Меня, например, очень бесит этот лысый мужик Джон, потому что он типа все лучше всех знает и сам себе на уме, — мне такие не нравятся. Он должен пойти на очередное свое дело по джунглям, споткнуться о камень, подумать, что его призывают боги, и задушить сам себя. (Это я взяла из жизни Анаксагора из Клазомен или его друга Зенона из Метапонта, уже не помню). Бен узнает об этом и расстроится. Подумает, что это знак, и сбросится со скалы. А его баба, которая крала беременных, подумает, что это очередная аномалия острова, припарится немного, а потом забьет на это дело и пойдет размножаться с добрым доктором. Они нарожают кучу детей, и она не умрет оттого, что беременна, потому что к тому времени изобретет специальное лекарство, полученное из экстракта мандарина, смешанного с мочой белого лабрадора. Добрый доктор женится на докторше из лагеря других. Когда детей станет слишком много, герои будут вынуждены избрать некую форму правления на острове, чтобы структурировать все эти хаотичные явления. Королем изберут жирного уютного мальчика (который на воле выиграл кучу денег в лотерею), будут его катать как сыр в масле и поклоняться ему. А он будет пухнуть и перебирать свои лоснящиеся от солнца складочки кожи. А секси-мужик Сойер с Веснушкой единственный останется в шоколаде, потому что сопрет рацию и вызовет вертолет, который увезет их на Гоа. Они начнут принимать наркотики и смешаются с толпой русских, которые к тому времени выкупят Гоа и сделают его б…дской дырой для обывателей.
Михаил Дурненков
драматург («Красная кошка», «Культурный слой», «Последний день лета», «Синий слесарь»)
Сказать, кто останется в живых, сложно. В нормального качества сериалах за героев не очень держатся — убьешь парочку главных персонажей и тогда будешь по-настоящему переживать за «оставшихся в живых». Если этого не делать, то чувство опасности притупляется. Подсознательное ощущение того, что с полюбившимися героями ничего не случится, что они в любом случае останутся живыми, не идет на пользу сериальным переживаниям.
Герои (из тех, кто останется в живых, естественно) с острова выберутся сообразно их личным пожеланиям, и весь сюжет подводит к этому. Кому-то остров станет единственным прибежищем, которое гораздо ближе родного дома, кому-то предоставится возможность вернуться. Естественно, первых будет подавляющее большинство.
Дело в том, что личная история каждого пассажира злополучного рейса подтверждает тезис о том, что на острове они приобрели настоящее счастье, в то время как там, на большой земле, они переживали несчастье за несчастьем.
И конечно же, именно личные истории героев и являются ключом к тому, что происходит на острове.
Что же происходит на этом загадочном острове? Уже произошло столько всего (и происходит каждую серию), что шкатулки смыслов переполняются каждые сорок пять минут сериального формата и каждый раз приходится выстраивать в голове новую теорию, объясняющую происходящее.
Повторю еще раз — личные истории. Почему они так тесно связаны с происходящим? Вспоминается несколько фантастических сюжетов, построенных на одном и том же приеме, — сон разума рождает чудовищ. В одном из рассказов Роберта Шекли герои попадают на планету, где до них погибли несколько партий колонистов, везде были найдены куски тел, на руинах бараков надписи на неведомых языках — и это притом что планета полностью необитаема.
На второй день пребывания к героям пришли в буквальном смысле слова ожившие детские кошмары. Цель их была однозначна — съесть новых колонистов. С трудом распознав в монстрах свои детские страхи, вновь прибывшие выявили в составе атмосферы планеты частицы галлюциногенного газа, призвавшего к жизни нелепых чудовищ. Посему к новому пришествию монстров они отнеслись наплевательски. А и вправду, что может сделать плод воображения? В результате повторного визита они едва спасли свои жизни. В то время как сознание смеялось над детскими страхами, подсознание отчетливо фиксировало то, что монстры существуют. Оно реагировало адекватно, подобно тому, как реагирует кожа человека на приложенный к ней прохладный металл, в то время как сам человек верит в то, что это раскаленный прут. Такие опыты проводились не раз и каждый раз оканчивались одним и тем же — ожогами.
В рассказе Шекли все закончилось хорошо, потому что еще в детстве герои договорились о том, что есть главное средство спасения от любых монстров — залезть с головой под одеяло. На острове, который представляет собой некую аномальную зону, все гораздо сложнее. Остров использует не только страхи человека, он использует всю его личную биографию, приводя персонажа к внутреннему очищению и к тому, к чему он стремился всю жизнь, — внутренней гармонии и очищению. Кто-то приобретает веру, кто-то избавляется от страхов. Если кто-то гибнет, он делает это в спокойствии и с четким осознанием того, что он свою миссию выполнил. В общем, жаль, конечно, сводить сложный сюжет происходящего к такому простому объяснению, но надо признать, что это, кажется, единственный все объясняющий вариант. Дети, например, нежелательны на острове, потому что у них слишком живое воображение (вспомним, к примеру, комиксы Уолта про белых медведей и то, с чем пришлось столкнуться новым островитянам при высадке). Если призадуматься, то все явления острова можно подвести под это объяснение. Но самое ценное для сценариста — это то, что можно связывать, развязывать и вновь запутывать узлы сюжета, совершенно не заботясь о частностях и о том, как потом придется все это объяснять. «Объяснение где-то рядом» — так можно перефразировать в данном случае слоган «Секретных материалов», потому что объяснение находится в нас самих. И будем надеяться, что наше превращение в Других, в людей, которые справились с островом и с самими собой на острове и которые могут контролировать свой внутренний мир, произойдет как можно скорее и безболезненней.
Фотографии: ИТАР-ТАСС, Александра Фомина «Афиша»