Конфликт на Украине, противостояние России и стран Запада и сопутствующая этому политическая нестабильность украли Рождество у жителей стран Восточной Европы, пишут эксперты Euromonitor International.
Сейчас в Европе полным ходом идут приготовления к рождественским праздникам и Новому году. Магазины и производители электроники, игрушек, товаров по уходу за собой и прочих продуктов, которые принято дарить друг другу, готовятся заработать на рождественском потребительском буме. Однако в этом году жители Восточной Европы не готовы тратиться. В первую очередь, это касается самих России и Украины, чьим гражданам из-за экономического кризиса впору сокращать расходы, а не задаривать друг друга подарками.
Россия и Украина тормозят всю Восточную Европу
На Россию и Украину вместе приходится 52% всех потребительских расходов в Восточной Европе. В отличие от жителей других стран Европы украинцы и россияне обмениваются подарками на Новый год, а не на Рождество. В России за Новым годом идут долгие каникулы, что способствует росту потребительских расходов.
В этом году прогноз по новогодним расходам россиян и украинцев остается довольно пессимистичным: вряд ли они в этом году они потратят на новогодние подарки больше, чем в 2013-м. Причина в экономическом спаде, который последовал за ростом политической напряженности между этими странами. В России и на Украине доходы людей падают, а импортные товары становятся дороже из-за девальвации рубля и гривны.
Россиянам новогодний стол из-за санкций обойдется дороже, полагают в Euromonitor. Украинцам еще хуже: они начинают экономить на еде, выбирая более дешевые продукты, а также отказываясь от импортных товаров, которые стали недоступными из-за девальвации.
В ноябре на Украине разгорелся потребительский бум: люди начали скупать электронику и товары для дома. На фоне девальвации валюты украинцы хотели успеть сделать крупные покупки, пока бытовая техника и электроника не подрожали.
Точно такой же потребительский бум зафиксировали и российские эксперты: в октябре и ноябре россияне скупали электронику и различные товары длительного пользования. Таким образом, они пытались застраховаться на случай роста цен, вызванного девальвацией рубля, и обезопасить свои накопления. Таким образом, часть подарков к Новому году жители этих стран просто купили загодя.
Четыре праздничных тенденции
В Euromonitor International выявили четыре ключевых предновогодних тенденции в Восточной Европе.
Праздник заграницей
Жители Восточной Европы на праздники часто уезжают путешествовать. Здесь возможно множество вариантов – пляжные или горнолыжные курорты, посещение рождественских ярмарок в других странах или экзотические путешествия.
Самые популярные направления пляжного отдыха в 2014 году – это Египет, Турция и Канарские острова. Иногда путешественники выбирают экзотические направления, прежде всего, Таиланд, вслед за ним в рейтинге популярности идут Мексика, Вьетнам и Мальдивы.
Для горнолыжного отдыха жители Восточной Европы выбирают Альпы, но также они часто отмечают Новый год в крупных городах Европы – Париже, Лондоне, Берлине или Риме.
Пенсионеры с деньгами из Восточной Европы уезжают в Австрию, Бельгию или Германию, чтобы посетить рождественские базары.
Духи на Новый год
Самым популярным подарком для покупателей с небольшим и средним доходами в регионе в прошлом году стали духи или наборы из духов и средств по уходу за кожей. В 2014 году вряд ли что-то изменится.
Это означает, что парфюмерные магазины и магазины косметики смогут хорошо заработать на праздниках в этом году, особенно если будут предлагать скидки и подарки. Магазины специально к новому сезону запускают новые духи и линии продуктов класса премиум. В 2013 году в Восточной Европе наиболее популярными были духи марок Chanel, Givenchy, Giorgio Armani, Christian Dior и Calvin Klein. В этом году неплохие результаты могут показать Hugo Boss, Kenzo, Versace, Nina Ricci и другие.
Игрушки в интернете
В этом году, как и в прошлом, значительная часть новогоднего бюджета будет потрачена на подарки детям. Все чаще подарки покупаются в интернете: здесь можно сравнить цены, качество продуктов и почитать отзывы.
Жители Восточной Европы при выборе подарков детям следят за модой и глобальными тенденциями. Популярнее всего технологические подарки, например, детские смартфоны и планшеты.
В праздники увеличат продажи и обычные магазины детских игрушек. Популярностью будут пользоваться конструкторы Lego, а также различные трансформеры или машинки Hot Wheels. Девочкам будут дарить куклы Barbie и Monster High, а также игрушки My Little Pony.
Икра по праздникам
В период новогодних и рождественских праздников жители стран Восточной Европы покупают деликатесы, которые не могут позволить себе каждый день. Очень популярны в регионе дорогой шоколад с сезонными вкусами, редкие сорта крафтового пива, праздничное имбирное печенье и сладости, красная икра.