Российские власти и лично президент страны Владимир Путин делают ставку на традиционные ценности, и религиозность, безусловно, входят в их число. Исследование Анны Кульковой из Высшей школы экономики, посвященное изучению связи веры в бога с гражданской позицией, говорит о том, что эта ставка может сыграть с властями дурную шутку.
Политологи и эксперты утверждают, что один из главных ресурсов нынешнего режима – безразличие большинства российских избирателей, их пассивность и боязнь "сделать хуже". По-настоящему религиозные люди, как выяснила Кулькова, вовсе не пассивны и не безразличны к тому, что происходит вокруг них. Если их станет больше, политическая жизнь страны изменится не в самую благоприятную для власти сторону.
Великая религиозная революция
В 1991 году 63% россиян считали себя атеистами, 28% – православными и только 0,5% – мусульманами. За последние 20 лет доля людей, принадлежащих к разным религиям, стабильно росла, а количество атеистов снижалось.
В 2010 году доля публичных атеистов составила 8%, 75% респондентов назвали себя православными, 8% – мусульманами. Россияне стали чаще ходить в церковь или мечеть и чаще отмечать религиозные праздники.
Вера и суеверия
Трудность для исследователей заключается в том, что многие из 75% россиян, назвавших себя "православными", в действительности таковыми не являются, по крайней мере, с церковной точки зрения. То же касается и мусульман. Декларация о принадлежности к той или иной конфессии вовсе не означает, что человек ходит в храм, молится и соблюдает посты.
Часто этнически русские автоматически называют себя православными, а татары, например, мусульманами. Это, скорее, культурная традиция, чем религия. Для россиян, особенно молодых, также характерна некая смесь из различных религий. Причисляя себя к православным, люди могут в то же время обращаться к колдунам и гадалкам или заниматься буддийскими или индуистскими практиками.
В результате, получается путаница. Среди респондентов, которые называют себя нерелигиозными, многие посещают церковь время от времени. А среди тех, кто называет себя религиозными, многие не ходят в церковь и вообще не соблюдают религиозные ритуалы.
Церковь и митинги
Для своего анализа Кулькова использовала данные опроса European Social Survey за 2012 год. Для определения политической активности человека она подсчитала особый индекс, который отражает, в каких политических мероприятиях участвовал респондент. Индекс имеет значения от 0 до 8. Если респондент получает максимальный балл, то он участвует во всех видах политической активности.
Религиозность ученая измерила по четырем различным показателям: принадлежность к религиозной конфессии, частота посещений церкви или мечети, молитвенная практика и собственная оценка респондентом своего уровня религиозности.
Оказалось, что религиозность действительно напрямую влияет на участие россиян в политической жизни. Важна при этом подлинность религиозного чувства, а не декларации. Частое посещение церкви или молитвы, как правило, повышают шансы, что человек ходит на митинги, участвует в политических акциях или подписывает петиции.
Если человек посещает церковь больше одного раза в неделю, то вероятность того, что он будет активнее в политической жизни, возрастает в два раза по сравнению с теми, кто не ходит в церковь. Особенно сильна зависимость для мусульман: если человек посещает мечеть больше одного раза в неделю, то вероятность его участия в политической жизни возрастает в четыре раза.
Люди, которые молятся каждый день, или те, кто молится только по праздникам, с большей вероятностью участвуют в политической жизни, чем те, кто не молится совсем. А те, кто просто называют себя православными, но не ходят в церковь и не молятся, как правило, менее политически активы, чем те, кто не относит себя к какой-либо религиозной конфессии.