В последние годы в России не прекращаются споры о рекламе алкоголя. Запрет на рекламу был введен в 2012 году. Основная причина запрета – борьба с потреблением алкоголя и забота о здоровье населения. Ученые в целом поддерживают подобные запреты: реклама по телевидении напрямую связана с ростом алкоголизма среди подростков и молодых людей.
В декабре прошлого года Госдума внесла в закон «О рекламе» послабления. С 1 января 2015 года в России можно рекламировать вино и пиво отечественного производства. Рекламу можно размещать в печатных изданиях, а также в ночное время (с 23.00 до 7.00) на радио и телевидении. Поправки в закон внесло Правительство, а депутаты поддержали их единогласно. "За" проголосовало 380 человек.
Некоторые ограничения все же сохранились, например, рекламу алкоголя нельзя показывать в детских и юношеских программах и во время прямых эфиров.
Пиво можно рекламировать в любое время во время прямых трансляций спортивных соревнований. Разрешение на рекламу алкоголя было связано с поддержкой российских производителей.
На этом споры не закончились. 19 января ЛДПР предложила вернуть запрет на рекламу вина и пива. В ЛДПР полагают, что декабрьские поправки были приняты без достаточного обсуждения, не были проанализированы возможные отрицательные последствия для здоровья россиян. Да и послабления оказались куда сильнее, чем того хотели депутаты.
БГ поинтересовался у депутатов Государственной думы, поддержавших отмену запрета на рекламу алкогольной продукции, и депутатов ЛДПР, выступивших за возвращение рекламы, о том, как их действия отразятся на здоровье населения.
Виктор Звагельский из "Единой России" был одним из тех, кто поддержал отмену запрета на показ рекламы алкоголя. Он считает, что дети рекламу вина и пива все равно не увидят, а значит новый закон на них не повлияет. Депутата куда в большей степени волнуют проблемы российского виноделия.
Ярослав Нилов из ЛДПР, напротив, уверен, что реклама алкоголя в СМИ будет влиять на здоровье населения, в том числе она повлияет и на алкоголизм среди подростков. Нилов стал одним из авторов предложения о введении повторного запрета на рекламу. Потребление алкоголя в России растет, причем выпивают все чаще совсем молодые люди. Реклама лишь усугубит ситуацию.
Виктор Звагельский Депутат от партии "Единая Россия" |
«В конце декабря 2014 года был принят пакет поправок в законодательство с целью создания благоприятных условий для производства вина из винограда, выращенного на территории РФ. Данный закон станет новым этапом российского виноделия. Особенно это важно для развития малого бизнеса в сфере виноделия. Новшество закона в том, что он создает упрощенную систему получения лицензий виноделами.
Закон предусматривает переход к саморегулированию в сфере виноделия и вводит классификацию вин по географическому признаку и определение места происхождения винограда, аналогичная мировой практике. В частности, появились определения «винодельческая продукция с защищенным географическим указанием», «винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения». Наша страна теперь по праву может встать в один ряд с великими винодельческими странами. Вот основной смысл Закона.
Что касается рекламы вина, то это самая малая часть и появилась в законопроекте после того, как Правительство внесло свои поправки ко второму чтению. Данными поправками разрешается реклама вина только из российского винограда в теле-, радиоэфире и только в ночное время и в печатных СМИ.
Хочу подчеркнуть, что право на рекламу получит ограниченная часть продаваемого в России вина – только произведенная из российского винограда. По моим оценкам это порядка 30% от всего оборота вина в Российской Федерации. Такая реклама может появиться на телевидении не раньше 2016 года. Именно к этому сроку в продажу поступит первая российская продукция с защищенным географическим указанием.
Пока заявок на рекламу нет вообще: для введения географического указания нужна подзаконная нормативная база. Кроме этого российские виноделы не обладают такими финансовыми средствами, чтобы позиционировать себя на дорогом телевидении. В связи со всеми ограничениями по размещению рекламы, предусмотренными законодательством, подростки как не имели так и не будут иметь возможность смотреть данную рекламу и вовлекаться в алкоголизм».
Ярослав Нилов Заместитель руководителя фракции ЛДПР |
С 2013 года реклама алкоголя была запрещена. Но в последний день работы Государственной Думы в осеннюю сессию во втором чтении в нарушении всех регламентов и норм, в нарушении концепции законопроекта в первом чтении, протащили поправку, которой нигде не было и с которой никто не ознакомился. Просто в голос предложили рассмотреть, принять во втором-третьем чтении. Мы в ЛДПР назвали это "рассмотрением исподтишка". Исподтишка они рассмотрели, приняли и оказалось, что реклама была возвращена.
В связи с этим мы и внесли соответствующие поправки, чтобы обратить внимание на то, что нормы были нарушены. Если такие вещи принимать, то депутаты должны иметь возможность ознакомиться с поправками и с предложениями, а не так, как это было сделано, по-партизански.
Реклама алкоголя на телевидении приводит к алкоголизму среди подростков. Реклама – это двигатель торговли, это закон. Если есть реклама, значит, есть и спрос. Если рекламой навязывается желание покупать алкоголь, значит, повышается и спрос на него, в том числе и со стороны подростков.
Мы видим, это на практике. С каждым годом количество литров спирта на душу населения растет, а возраст потребителей снижается, количество алкоголиков увеличивается.
Если реклама останется, то это окажет вред на здоровье нации.