Фотография: Федор Савинцев
«А кто сказал, что все в жизни должно быть вровень с нашими надеждами?» — говорит Александр Роднянский, самый амбициозный продюсерский кинопроект которого, «Обитаемый остров» Федора Бондарчука, только что финишировал в российском прокате со сборами около $30 миллионов вместо ожидаемых 70.
Роднянский принимает посетителей в кафе «Академия» на Большой Бронной. Он заехал в Москву между фестивалями: только что вернулся из Канн, где посмотрел двадцать семь фильмов (что считается неплохим персональным результатом), и уезжает на «Кинотавр», четыре года назад купленный им вместе с Игорем Толстуновым у Марка Рудинштейна. За столом сидит режиссер фильма «Россия-88» Павел Бардин — с ним у продюсера Роднянского вышла противоположная «Острову» история: большой неожиданный успех. Скандал на фестивале в Ханты-Мансийске (когда, предположительно по просьбе Кремля, фильм про неофашистов остался без главного приза) взбудоражил индифферентного российского зрителя — полуофициальные московские показы то срывались скинхедами, то проходили при полных аншлагах. «Талантливая, но скромная картина была воспринята более важной, чем предполагалось. У нас ведь любят все маленькое и запрещенное», — резюмирует Роднянский и уточняет, что у Бардина уже есть прокатное удостоверение и ханты-мансийский инцидент исчерпан.
Крупнобюджетную экранизацию Стругацких, по мнению Александра Роднянского, подвела как раз органическая неприязнь нашей публики ко всему «большому», к тому, что высовывается и маячит. И не только публики: Роднянского еще до старта осадил старый товарищ, продюсер «Дозоров» Константин Эрнст, с которым они в начале 90-х на паях издавали журнал «Матадор» и в складчину снимали апартаменты в Каннах. Первый канал, не желая отдавать кассового чемпионства, внезапно сделал ставку на «Стиляг» Валерия Тодоровского, изначально не претендовавшего на конкуренцию с Бондарчуком. Новогодний прокат превратился в соревнования по невольной борьбе. На майские праздники, после выхода второй серии, сражение за «Остров» было проиграно.
Сейчас Роднянский подсчитывает убытки, но он не похож на человека, всерьез и драматично отличающего поражение от победы. Его по-прежнему вдохновляет процесс. Единственное, что у него никогда не получалось, — это как раз не высовываться. Рассказывая о себе, он нередко употребляет слово «внаглую».
Роднянский и Сандрин Боннэр во время съемок фильма «Восток-Запад»
Сын и внук кинематографистов, Александр Роднянский родился и вырос в Киеве, на студии документальных фильмов, где главным детским развлечением было поджигать старую пленку. Ученик легендарного режиссера Феликса Соболева, снимавшего на «Киевнаучфильме» «формалистские» фильмы про парапсихологию и язык животных, Роднянский закончил институт в 1983-м и оказался частью самого везучего советского поколения — это для них Горбачев начал свою «малую революцию»: «Мы были молодые, наглые, неленивые. Очень правильные. У всех было дикое воодушевление от происходивших событий. Нам казалось, что перестройка — это история про интеграцию в мировое пространство. Свое мы, безусловно, сохраним, но при этом станем вот такой Америкой. Покажем им».
С началом гласности советское документальное кино ярко вспыхнуло и догорело, как целлюлозная кинопленка. В 1987-м вся страна взахлеб обсуждала «Легко ли быть молодым?» Юриса Подниекса. Тогда же в кинопублицистике были сметены последние барьеры. До начала 1990-х борьба за большие фестивальные призы велась исключительно между документалистами из республик СССР. Они собирали деньги и статуэтки и пожимали плечами в ответ на многочисленные предложения из-за рубежа — дома у них были и бюджеты и внимание. Роднянский тогда снимал про Рауля Валленберга («Миссия Рауля Валленберга»), про экологию («Уставшие города») и дважды простился с родиной в своей самой известной работе — дилогии под общим названием «Прощай, СССР». «Он был тогда в десятке крупнейших европейских документалистов, — говорит журналист Леонид Золотаревский, в 1990-е национальный координатор международной телевизионной организации INPUT. — Это была такая живая публицистика, еще советская и в то же время уже нет, она вызывала ощущение некоей новой волны».
В 1991-м все закончилось. «Никто не ожидал, что Советский Союз умрет, — вспоминает Роднянский. — Я был пусть очень молодой, но советский кинематографист. Не привык думать об общеэкономических контекстах. И мне была внутренне привычна длительность жизни и стабильность. Я родился и вырос при Брежневе. Ничего другого не было».
Недоброжелатели говорят «переродился», но молодой режиссер Роднянский, не думая об общих экономических контекстах, довольно успешно и органично приступил к формированию собственного. Он известен, возможно, самой нетривиальной для 1990-х историей первоначального накопления капитала: компания, впоследствии ставшая телеканалом «1+1», была создана на денежные призы международных фестивалей (самый большой, в $100 тысяч, был получен в 1995-м году за «Прощай, СССР. Фильм II»).
Но еще в 1988-м, когда в кино начала проникать самоокупаемость и творческие объединения государственных киностудий было решено превращать в хозрасчетные, 25-летний Роднянский отправился в Москву с программой под нескромным названием «Что мы возьмем с собой в XXI век?». Триумфально выступив на коллеги Госкино, он выиграл тендер. «Никто из товарищей со мной не поехал — думали, это мои бредовые идеи. А я приезжаю и говорю: «У нас есть киностудия». А ведь это же деньги Госкино. Мы начали планировать бюджет». Среди тех, кто попал в план новой хозрасчетной студии, оказался Алексей Балабанов — в Киеве он снял свою дипломную (по собственному определению, «плохую») короткометражку «О воздушном летании в России».
Деньги Госкино и игры в самоокупаемость закончились вместе с Советским Союзом. Как и многие представители «счастливого поколения» документалистов, Роднянский вспомнил об одном из предложений о работе за рубежом — германского телеканала ZDF, написал письмо, получил ответ, приехал в Дюссельдорф и подписал контракт: «Когда мы вели переговоры, то говорили по-английски. В первый день работы я пришел, снова заговорил по-английски, а они мне: «Какого хрена? Мы немецкое телевидение. Надо по-немецки». От испуга он выучил язык за полтора месяца. В Германии у него жил двоюродный брат.
Первые пару лет было хорошо. Ему нравились сосиски. Нравилось, что на выходные можно нелегально съездить в Голландию или Бельгию, потому что никто не проверял документы на границе. Нравилось поддерживать компанию в Киеве, в которой работали друзья. Нравилось делать фильмы про нас, к удивлению окружающих отказываясь от немецкой фактуры. Нравилось не быть эмигрантом, а быть работником на контракте: «Как независимый предприниматель на договоре с телеканалом я платил налог по высокой ставке — 56%. Когда присоединили ГДР, добавился налог на солидарность, и она стала 63%. Меня безумно раздражали разговоры про разные социальные льготы, про то, как человек стиральную машину получил обманом. Потому что фактически они обманывали налогоплательщиков, а я им был». На третий год стало очень плохо: «Я делал кинофильмы, они шли в какое-то хорошее время, но никто из моих знакомых их не видел. Социального контакта не было, все уходило как в вату». Врасти в профессиональный европейский круг общения, который формировался годами, если не веками, на равных правах оказалось невозможно.
Съемки программы «Табу», выходившей на украинском канале «1+1»
Роднянский, который во время Всеукраинского референдума 1991 года голосовал против независимости, решил вернуться в Киев, где партийного идеолога и националиста Кравчука сменил прагматик Кучма. Он тепло отзывается о Кучме и его министрах и объясняет, почему впоследствии не поддержал «оранжевую революцию»: «У меня своя концепция власти на Украине. Сначала пришел идеологический отдел ЦК. Они быстро убедились в том, что не умеют руководить экономикой и вообще страной. Тогда настало время административно-хозяйственного отдела и красных директоров — они начали управлять страной как заводом. А к «оранжевой революции» подросли профессиональные комсомольцы. И если к партии все относились серьезно, то комсомольцев ненавидели. Это были самые циничные, мрачные твари. «ЧП районного масштаба» Сережи Снежкина — жалкий лепет по сравнению с реальностью. Я их базово очень не любил».
Первый этап независимости он провел в Германии, на втором создал новое украинское телевидение, на третьем — потерял киевский бизнес и окончательно поселился в Москве.
Как и все блистательные медийные проекты 90-х, «1+1» жил счастливо и относительно недолго. Вступив с командой Кучмы в переговоры, Роднянский получил в свое распоряжение первый государственный национальный канал, «самый презираемый в стране»: при стопроцентном покрытии территории, он имел долю аудитории ниже 7%. Предполагалось, что компания Роднянского будет развивать прайм-тайм как сторонний производитель, не получая ничего от государства и зарабатывая самостоятельно: «В тот момент на украинском телевидении рекламу продавали за кроссовки, за килограммы мяса». Они с двоюродным братом вложили по $200 тысяч собственных денег, набрали людей без телевизионного опыта и за несколько недель подготовили эфир. Через год доля аудитории выросла до 35%, через 15 месяцев 50% акций были проданы за $22 миллиона владельцу американской компании CMI, наследнику парфюмерной империи и миллиардеру Рональду Лаудеру. («Он убивал нас фамилией, словом «миллиардер», — иронизирует Роднянский.) 1 января 1997 года канал вышел на собственной, выигранной по конкурсу частоте. Молодежь считала его своим, старшее поколение учило по нему украинский язык. Появившись на улице, ведущий канала был способен парализовать автомобильное движение. Сериал «День рождения буржуя» снимался прямо в офисе «1+1», рейтинг его доходил до 65%. Намеренно украиноязычный канал для современной страны был ответом на запрос половины аудитории, которая до того не имела собственного качественного телевидения.
Успех был очевидным, что не могло не раздражать окружающих. В конце 90-х канал пережил около пятидесяти попыток отобрать лицензию через суд. Лаудеру продали еще 10% акций, чтобы заработать на решение военных вопросов. По настоянию друзей Роднянский нанял охранников. Когда он продюсировал «Восток—Запад» Режи Варнье, охранники играли соседей Олега Меньшикова. Между тем дружественный режим Кучмы уже входил в фазу стагнации, прогремело дело Гонгадзе. Играть в сбалансированный канал с объективными новостями становилось все сложнее: «От меня требовали определенного выбора, — говорит Роднянский, который вспоминает, что на него давила и власть, и оппозиция. — Было ощущение, что кончится все очень плохо».
К началу «оранжевой революции» большую часть времени он проводил в Москве — и здесь не повторял своих киевских ошибок. «В России интерес ко мне возник на фоне политических баталий вокруг некоторых телекомпаний», — за обтекаемой формулировкой скрывается известная аббревиатура НТВ, под «политическими баталиями» подразумевается пресловутый «спор хозяйствующих субъектов», в ходе которого Владимир Гусинский из русского медиамагната превратился в скромного гражданина Испании. На прямой вопрос об НТВ Роднянский отвечает: «Я оказался внешне оптически удобный для всех. У меня были хорошие отношения как с одним акционером — властью, так и с Гусинским, миноритарным на тот момент акционером». Впрочем, на канал он тогда так и не пришел.
Фотографии: из личного архива А. Роднянского
С Режи Варнье и Катрин Денев во время съемок фильма «Восток-Запад»
Сказалась ли усталость от политики или просто сработал инстинкт самосохранения, но после 11 месяцев переговоров владелец самого популярного канала 50-миллионной страны подписал в соседней стране контракт с периферийным СТС, транслирующим бесконечные повторы сериала «Беверли-Хиллз, 90210». Принять решение помог Петр Авен — он объяснил, почему в свое время выбрал маленький и неочевидный Альфа-банк: «Все предлагали деньги, а Фридман предложил жизнь». «И я вдруг понял, — вспоминает Роднянский, — что мне моя жизнь не нравится. Вот я сижу на «1+1». Отбиваюсь от одних политиков. Ненавижу других. Скандалы с утра до вечера. Ограничен в проектах и возможностях. Хочу делать кино — на Украине не получается».
Приступив 1 июня 2002 года к своим обязанностям генерального директора СТС, Роднянский во всех интервью повторял одну и ту же мантру: «без политики». На вопрос, каково было сидеть на двух стремительно разъезжающихся креслах — московском и киевском, он отвечает: «А вот не очень удалось, если честно».
СТС превращался в «первый развлекательный», готовился к выходу на биржу, ставил в эфир украинские шоу и делился сериалами с «1+1» (Роднянский был одним из продюсером сериалов «Не родись красивой» и «Моя прекрасная няня»). Роднянский регулярно приезжал в Киев делать ритуальные книксены, пока не выяснилось, что его журналисты, за зарплату продолжая выступать в интересах действующей власти, ходят на работу в оранжевом и вешают в офисе портреты Ющенко и Тимошенко. «Вы убираете на фиг все эти шарфики, свитерочки, значочки, — сказал им прилетевший из Москвы Роднянский, — снимаете фотографии ваших любимых, вешаете их у себя дома. И делаете нормальное телевидение. С мнением одной стороны и мнением другой». И публично выступил с официальным заявлением о том, что не собирается быть ни голубым, ни оранжевым. Канал это не спасло — отбившись от нескольких попыток отнять его через суд, осенью прошлого года Роднянский с партнером продал свои акции американцам и вполне благополучно вышел из киевского бизнеса: «Когда я уезжал в Москву, доля аудитории была больше 30%, сейчас — снова 7%».
«До Роднянского» и «после Роднянского» — картинка не менее наглядная, чем в рекламе средства для похудения. Примерно то же самое, что и с телеканалами, за короткое время произошло с фестивалем «Кинотавр», который при своем основателе Марке Рудинштейне славился причудливой программой и звездными плясками на столах. Теперь это главный национальный киносмотр, итог и новая точка отсчета российского кинематографа. «При новом менеджменте фестиваль стал намного осмысленнее, — говорит Лесли Фельперин, обозреватель Variety, пару лет назад добавившая «Кинотавр» в обязательный список. — Это очень быстрый и четкий моментальный снимок российского кино за весь год».
Для удобства дефиниций Роднянского, который год назад покинул пост гендиректора СТС и теперь собирается создать собственную кинокомпанию, любят делить на ипостаси: режиссер-документалист, бизнесмен, медиаменеджер, часто подозревая в нем противоречия. Сам он, человек созидательный даже в своих неудачах, противоречий не видит и считает себя продюсером, способным производить очень разный контент — от фильмов до телеканалов и фестивалей: «У меня есть потребность отстраивать что-то большое, трудноподъемное». Что-то, что в любом случае будет высовываться и маячить.