фотография: Александр Решетилов
Слева направо, сверху вниз:
Алексей Торовец, 37 лет, механик: «Во флот я пошел по стопам отца, хотя заканчивал техникум космического приборостроения. Работа во флоте отражается и на обычной жизни — привыкаешь к порядку во всем. У нас очень дружный экипаж. Реки за период моей работы стали заметно чище, хотя в них стали больше бросать пластиковые упаковки — раньше их просто не было»
Павел Костин, 52 года, капитан: «Я «речник» четвертого поколения, практически в рейсе родился. У меня и сын работает в речном флоте. Наша работа будет нужна всегда, поскольку мусор был, есть и будет. Было бы хорошо автоматизировать сбор мелкого мусора из воды. Что-нибудь вроде «водного пылесоса». Не знаю, существует ли что-то похожее. Очень часто нам попадаются разрезанные украденные кошельки, портфели, сумки. Иногда звоним владельцам, когда находим ценный документ. Люблю, когда все получается, когда зарплата хорошая, когда есть интерес, азарт. Но сейчас нам сильно урезали зарплату»
Михаил Горбунов, 60 лет, капитан-механик: «Мне уже на пенсию пора, но я не ухожу, потому что силы и здоровье есть, да и время непростое. На флоте я 40 лет. В моем подчинении две смены. Раньше нас работало по 12 человек в смену, а теперь только 6. Наш теплоход работает на отмелях — там, куда обычно суда не подходят. Очень часто мы поднимаем из реки кошельки, но они все выпотрошенные. Наше население очень бескультурно относится к рекам — я без работы не останусь»
Сергей Сухов, 48 лет, капитан-дублер: «Всю жизнь я работал на флоте. В Мосводосток пришел в 2000-м, потому что речной флот стал разваливаться и работы не было. А в Мосводостоке и работа хорошая, интересная, и график удобный. Нас учили еще в СССР, и это называлось «специалист широкого профиля». С таким образованием давали пароход: работай. Хочешь — грузоперевозка, хочешь — чистка рек. За время работы приходилось поднимать разные предметы: были и легковые автомобили. А однажды чистили грунт в районе реки Неглинной и находили старинные монеты, нательные кресты, иконы — ладанки»
Александр Аникин, 54 года, капитан-механик: «На флот я пришел, окончив Московский речной техникум. Относительно чистоты рек могу сказать: есть пословица «Не там чисто, где убирают, а там, где не сорят»
Андрей Мишулин, 47 лет, капитан-дублер: «Судоходству я посвятил себя с юных лет. Раньше занимался грузовыми перевозками. Пять лет назад перешел работать в Мосводосток. За этот период реки стали чище, потому что многие предприятия начинают работать более ответственно. Но представить, что можно будет обойтись без нашей работы, я не могу»
Лев Капошко, 55 лет, рулевой моторист: «Мой друг меня соблазнил морем. И я пошел учиться в Ломоносовское мореходное училище под Санкт-Петербургом. Вместе с тем другом нам поработать так и не удалось — он погиб в Афганистане. На пенсию не хочу уходить, поскольку всю жизнь на флоте и не представляю себе другой жизни. Когда-то я работал штурманом в море. В 1984 году мы были целый месяц заперты во льдах. Я коллекционирую поднятые со дна значки про флот. Например, в прошлом году мы выловили в Яузе штук тридцать значков, мирно плывших на специальных подушечках»
Александр Кильянов, 56 лет, механик, капитан-дублер: «Моя работа мне очень нравится, потому уходить на пенсию не собираюсь. Чтобы реки были чистыми, нужно строить больше очистных сооружений на заводах. Вот, например, завод ЗИЛ: складывается впечатление, что он никогда не имел очистных сооружений. Вернее, что они у него были только на бумаге. Самая запоминающаяся находка — большая авиационная бомба времен Второй мировой войны. Чтобы найти что-то действительно ценное, нужно искать в центре Москвы: я слышал, что есть люди, занимающиеся такого рода кладоискательством»
Владимир Паршев, 46 лет, матрос первого класса: «Раньше я работал в фирме по производству канцелярских товаров — развозил их по точкам продаж. Пришел в Мосводосток по совету друга год назад. За это время научился швартоваться, получил навыки шлюзования, а раньше даже не знал, что это такое. Недавно нам установили новый кран, мы называем его «мультик», потому что он маленький»