С конца XX века телевидение во многих странах считается особенным, очень мощным ресурсом влияния на общество. Оно формирует культуру и ценности людей, так думают власти многих стран, например, России. Именно поэтому российские и не только российские чиновники и политики пытаются воздействовать на телевидение: создают государственные и общественные каналы, регулируют деятельность медиакомпаний, запрещают иностранный телеконтент внутри страны.
Эстер Хаук из Института экономического анализа и Джованни Иммордино из Университета Салемо полагают, что правительства делают большую ошибку. Выживание и сохранение национальной культуры может обеспечить только свободное телевидение и конкуренция телеканалов. Каждый человек должен иметь свободу выбора, что ему смотреть.
Под присмотром Большого Брата
Правительства во многих странах мира пытаются влиять на телевизионный контент или напрямую его контролировать. Эти действия принято объяснять заботой о сохранении национальной культуры. Если человек много смотрит телевизор, это влияет на его восприятие реальности. Телевидение формирует ценности и культуру человека.
Если телевидение показывает исключительно иностранные передачи, это может привести к деградации национальной культуры. Поэтому многие правительства стараются защитить местных производителей контента.
Во многих странах создаются государственные телевизионные каналы. Они должны поставлять разнообразные и высококачественные программы для всех категорий граждан.
Часто политики заявляют, что импорт телевизионных программ угрожает культурному разнообразию страны. Согласно Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии, аудио-визуальный сектор стал исключением и он не может быть участников свободной торговли.
Забота о телевизионном контенте чуть не сорвала переговоры о создании Трансатлантической зоны свободной торговли. Франция грозилась применить право "вето", если аудио-визуальная продукция не будет исключена из мандата о свободной торговле между США и Европой, что, в итоге, и было сделано.
Свободное телевидение поможет сохранить культуру
Хаук и Иммордино разработали модель передачи культурных ценностей из поколение в поколение. Они проанализировали, какие рыночные структуры способствуют лучшей передачи ценностей и культуры.
Согласно их модели, общество разделено на две культурные группы. Телевидение представлено коммерческими компаниями, максимизирующими прибыль. Оно показывает как развлекательные, так и культурные программы. Каждый родитель самостоятельно выбирает, сколько времени ребенок будет смотреть телевизор и какие программы.
Родители пытаются социализировать ребенка, в том числе с помощью телевизора. Если они не справляются с этой задачей, ребенок оказывается подвержен влиянию всех сообщений, которые несут телевизионные программы. В итоге, он может приобрести нежелательные, с точки зрения родителей, ценности и культурные установки. Это совершенно точно произойдет, если ребенок смотрит программы, которые не соответствуют культуре родителей. Понятно, что если телевидение отражает ценности родителей, то им можно не вкладывать усилия в социализацию ребенка, за них это сделает телевизор.
Телевидение использует подобное поведение родителей. Если общество разделено на две культурные группы, а телевидение представляет собой дуополию, то вероятность того, что культура будет истощаться, выше. Это связано с тем, что родители будут выбирать канал, который в наибольшей степени отвечает их и предпочтениям. Каналы начинают спецализироваться на одной конкурентной культуре. Если одна группа населения приносит большую прибыль, чем другая, то вся медиа-отрасль будет отражать их ценности. В итоге, ценности и культура второй группы не будут отражены и постепенно исчезнут.
Ситуацию может исправить рост количества фирм, которые будут конкурировать друг с другом. Чем больше компаний конкурируют друг с другом, тем больше разнообразие телевизионного контента. Каналы с помощью обращения к разным культурам и с помощью повышения качества развлекательных программ будут конкурировать друг с другом. Таким образом, конкуренция дает каждой культуре больше шансов на выживание, чем регулирование.
Помогает сохранению культурного разнообразия и платное телевидение. Платные каналы получают плату за эксплуатацию какой-то одной культурной составляющей, это тоже эффективный механизм сохранения культурного разнообразия.
Как телевидение меняет нашу жизнь
Связь телевидения с ценностями и установками разных общественных групп доказана в ряде современных научных исследований.
Телесериалы заставили бразильянок меньше рожать и чаще разводиться
Несколько исследований анализировали разницу в поведении людей в регионах Бразилии в зависимости от того, могли ли они принимать канал Globo – именно он производит большинство сериалов.
Согласно выводам экспертов Университета Боккони, которые были изложены в исследовании 2008 года, женщины, которые живут в регионах, которые покрывает Globo, рожают меньше, чем жительницы других регионов. Эксперты связывают это с тем, что женщины смотрят сериалы, в которых показаны небольшие семьи, а не многодетные бразильские. Женщины ассоциируют себя с героинями сериалов и стараются скопировать их образ жизни. Особенно значительно сериалы изменили поведение женщин из малообеспеченных домохойзяйств и женщин в возрасте после 35.
Частично влияние телевидения на жизнь бразильянок подтверждает и то, что в регионах, где можно принимать сигнал Globo, детей чаще называют в честь героев сериалов.
В последние несколько десятилетий уровень рождаемости в стране стремительно падает. В 1960-е годы он составлял 6,3, в 1990-е годы – 2,9, а в 2000-е годы – уже 2,3.
В 2009 году было опубликовано еще одно исследование Университета Боккони о влиянии телесериалов на жизнь бразильских женщин, в котором они изучали разводы. Оказалось, что доля женщин, которые развелись или разошлись со своими партнерами, в регионе начинает резко расти после того, как там становится доступен сигнал Globo. Уровень разводов в Бразилии вырос с 3,3 на 100 браков в 1984 году до 17,7 в 2002 году.
Эту тенденцию эксперты также связывают с влиянием телесериалов, которые обычно критически показывают традиционные ценности. Часто подобные сериалы пропагандируют феминистские ценности и женскую эмансипацию. Под их влиянием женщины начинают менять традиционное распределение ролей в семье, что часто приводит к разводам.
Как телевидение изменило отношение к женщинам в Индии
В Университете Чикаго изучили влияние кабельного телевидения на отношение к женщинам в сельской Индии. В последние два десятилетия население Азии начало богатеть и постепенно обзаводиться телевизорами. Если в 1980-е годы их было порядка 100 млн, то в конце 2000-х годов – 650 млн. В Индии, согласно исследованию 2006 года, примерно 112 млн домохозяйств владели телевизором, а 61% из них имели доступ к кабельному или спутниковому телевидению.
Благодаря телевидению индийцы получили доступ к информации о внешнем мире, ценностях и культуре других стран. В первую очередь, это касается жителей сельской местности, для которых телевидение – единственный источник информации о мире за пределами их деревни.
Из сериалов индийцы узнавали о других видах семьи: люди женятся позже и имеют меньшее количество детей, женщины часто работают за пределами своего дома или даже имеют собственный бизнес.
Кабельное телевидение привело к изменению статуса женщины в индийских деревнях. После того, как в деревне появилось телевидение, женщины реже стали сообщать о случаях избиения. Кроме того, они перестали мечтать о сыновьях. В Индии снизилась рождаемость, а женщины сообщали о том, что стали чаще принимать самостоятельные решения, например, о том, чтобы выйти из дома на прогулку вечером. Благодаря кабельному телевидению сократились различия в культуре жителей городов и деревень.