Атлас
Войти  

Также по теме

Разговоры с детьми: мальчик из православной многодетной семьи

У Андрея Красовицкого две сестры и шесть братьев, самому старшему — 18, младшему — три. Он учится в православной школе и мечтает стать дизайнером Land Rover. БГ открывает серию интервью с московскими школьниками

  • 13910
7 класс

ЧАСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ШКОЛА


любимые предметы
история география

любимое кино
«Властелин колец»

любимый композитор
Эдвард Григ

хотел бы быть похожим
на своего лучшего друга

самое главное в жизни
дружба

Тебе когда-нибудь хотелось быть одним ребенком в семье?

Никогда. У меня есть двоюродный брат, еще два года назад он был один в семье, и мы приходили к нему и просто с ума сходили: куча игрушек — лего, трансформеры, солдатики. У нас было не меньше, но у него они выглядели лучше, да и нас больше. Зато у меня абсолютно всегда есть человек, с которым можно поделиться. Не знаешь, как делать домашнее задание, — идешь к папе, папы нету — к маме, мама занята — к Паше, Паша не знает — к Маше, Маша не понимает — к Пете, и Петя не знает — ну Тиша уж точно поймет. Иногда остаешься один и думаешь: вот, все игрушки мои — а потом понимаешь: так скучно, что даже играть не хочется.

Мне вот в детстве было очень обидно донашивать за старшей сестрой всю одежду. У тебя нет такого?

У меня на вешалке висит 15 рубашек, и я недавно понял, что ни одну из них мне не купили. Я стал искать среди брюк и кофт хотя бы одну вещь, купленную специально для меня, — нет такой. Но я совершенно не обижаюсь.

А кто у вас еду готовит на всю семью?

Еще года два назад готовила все мама, а мы ей немножко помогали. Но потом мама взбунтовалась. И мы сделали список дежурных: детей, которые могут работать, семеро, и мы распределились по дням недели. Каждый в свой день загружает посудомойку, что-нибудь готовит, вытирает столы. Конечно, мы месяц ругались, привыкали, но пришлось смириться.

И что, когда ты дежурный, ты сам готовишь на всех ужин?

Ну, бывает, например, так: мама готовит рыбу, а я картошку. Или, когда мама в школе, дежурный сам готовит что-то простое — макароны, например.

Мама еще и в школе работает?

Она два раза в неделю ходит в школу — учит детей литературе. Еще что-то делает для сайта православного университета — там папа преподает, но вообще он регент, руководитель церковного хора.

А почему ты учишься именно в этой школе?

Туда ходят все из нашей общины, мои старшие Паша и Маша ее закончили, мне там нравится. Там сильные и добрые учителя, которые редко повышают голос или обижают кого-то.

Какой у тебя любимый предмет?

География — там проходят вещи, которые редко могут показаться скучными. У какой страны какая столица, какая экономика, как она развивалась, с кем воевали — это очень интересно.


Старшее поколение выросло совершенно в других условиях, поэтому не всегда понимает нас

Ты бывал в какой-нибудь другой стране?

Я был на Украине, в Литве и в Польше.

И как, в Европе жизнь сильно отличается от российской?

Да, конечно. Первое, на что я обращаю внимание в другой стране, — какие там машины и как там люди ездят; автомобили, можно сказать, вообще мое хобби. Вот если переходишь улицу в Москве, можно прождать полчаса, пока все проедут. А в Европе, даже если ты в пяти метрах от перехода, машины уже останавливаются и, пока не встанешь двумя ногами на другую сторону, с места не сдвинутся

Как ты думаешь, почему так?

Там жестче правила, ну и люди там более человечные.

Ты бы хотел там пожить?

Немного пожить было бы интересно, а всегда — нет. Я привык здесь и стараюсь не очень приятные вещи загладить хорошими — для самого себя.

А что в Москве есть хорошего?

Кино, театры, кафе, рестораны, такси, аэропорты, школы, институты, библиотеки, магазины, клубы, сообщества, концертные залы — в общем, все. И если тебе хочется поговорить с определенными людьми на определенную тему, у тебя миллион вариантов. В каком-нибудь маленьком городе это гораздо сложнее сделать.

А что плохого в Москве? Что тебя раздражает?

Меня раздражает, когда по улице едет «кадиллак», а рядом с ним — раздолбанные старые «жигули». Понятно, что далеко не все могут позволить себе «кадиллак», но хочется-то видеть самые лучшие машины. Еще раздражает, что вечером улицы очень темные и приходится идти ближе к толпе. Еще мне неприятно, когда говорят, что наше правительство все ворует. Я не очень понимаю, что, как, зачем они воруют. Конечно, я этому верю, но не считаю особой правдой.

Как это — верю, но не считаю правдой?

Мне об этом рассказывают все понемногу — и дома, и друзья, и одноклассники, — но я стараюсь не принимать это близко к сердцу. Я верю, но не во все, потому что слишком мало знаю про политику. Меня интересуют совершенно другие вещи.

Хорошо, давай тогда про автомобили.

Я могу по фарам, по лобовому стеклу определить любую марку и даже модель. Беру у старшего брата старые номера автомобильных журналов, читаю, выбираю интересную статью — например, про Lamborgini, которая разгоняется до 400 км/ч, — вырезаю фотографию и наклеиваю ее на плотный лист А4. Потом я внимательно читаю характеристики к этой машине и выбираю из текста самые удачные фразы, например «неутомимый проходимец» или «притягивает успех», и пишу их красивыми буквами на листе под картинкой. У меня таких листов уже штук 15–20, а когда сделаю штук 40 — будет грандиозно.

Какую машину ты бы хотел?

Я не очень давно начал интересоваться автомобилями: стал читать про них, расспрашивать, рассматривать, думать, какую марку мне бы хотелось иметь. И понял, что это Land Rover. Они делают только внедорожники. Самое приятное, что невозможно пройти минут 20 по Москве и не увидеть хотя бы один Land Rover.

А кем бы ты хотел стать?

Есть несколько вещей, которые мне нравятся: дизайн, автомобили — а точнее Land Rover — и автомеханика. Я бы хотел соединить это вместе и стать дизайнером Land Rover.

И что думает семья о твоих планах?

Ну, папа соглашается, что Land Rover — хорошая машина. Думаю, они скажут, что я молодец, и настаивать на чем-то своем, уверен, не будут. Даже папа, который хотел бы, наверное, чтобы кто-то из нас стал музыкантом.

Если помечтать, как выглядит твоя жизнь через 10–15 лет?

Когда мне будет 25–28 лет, думаю, у меня уже будет Land Rover, 2–3-комнатная квартира недалеко от центра — мне жутко не хочется верить, что квартиры в Москве так дорого стоят. Мне очень хочется иметь дачу. Конечно, я бы хотел часто ездить за границу — надеюсь, моя работа дизайнером Land Rover предполагает частые поездки за границу.

А что сейчас модно у подростков твоего возраста?

Ну, что такое мода? Во-первых, одежда: всем подросткам хочется модно одеваться. Но вот я ношу шапку с помпоном — не потому, что все думают, что я в ней сногсшибательно выгляжу, а потому, что она мне идет, мне кажется, это красиво. Во-вторых, сейчас модно иметь айпэд — у нас в классе он есть у одного человека: он добрый и всем дает этот айпэд на сколько угодно. Еще модно во «Вконтакте» сидеть, но у нас в школе он до восьмого класса запрещен.

Как это? Почему?

До восьмого класса нельзя регистрироваться, а старшеклассникам советуют оттуда уйти. Учителя считают его не очень хорошей вещью, просят родителей проверять странички.

И как ты это оцениваешь?

Ну, как? Мне очень хочется иметь страничку, потому что хочется общаться, там можно познакомиться с хорошими людьми.

А почему у вас в школе такой контроль над старшеклассниками?

Потому что у нас православная школа и есть четкие правила. Но у меня возникает вопрос: все же есть какой-то предел запретам? Надо же самому попробовать? Я согласен, что есть вещи, которые не нужно пробовать, чтобы понять, что это плохо: наркотики, курить, пить — ну это просто катастрофично. Но есть вещи, которые ты должен попробовать сам. Толку будет в сто раз больше, чем если мама скажет «нет».

Как ты считаешь, вообще в школьных запретах есть какой-то смысл?

Старшее поколение выросло совершенно в других условиях, поэтому не всегда понимает нас. Хотя частично, думаю, и старается для нашего же блага.

А ты ведь наверняка с детства каждую неделю ходишь в церковь. Ты любишь туда ходить, или просто так заведено?

Есть такая вещь, как исповедь, когда человек спрашивает у духовника те вещи, которые его интересуют. Сначала я ходил, потому что у меня был стереотип: «это нужно». Потом я уже начал понимать надобность. Есть вопросы, которые ты не можешь доверить близкому человеку или на которые он не может ответить. И вот сейчас у меня все время есть что спросить у духовника и рассказать ему.

А есть что-нибудь такое, чего ты не понимаешь в церкви?

Что все по воле Божьей. Тут парадокс: если все, что я делаю, сто лет назад Бог предусмотрел, значит, я ничего не должен делать и решать. Я не знаю точно почему, но мне не нравится это мнение. Я не согласен с тем, чтобы жить так, будто я согласен с тем, что будет. Я все время хочу что-нибудь изменить. Это разве приятно, ничего не решать?


Я не понимаю, почему, когда мне чего-нибудь хочется, из 100 случаев в 99 не получается

Бывает, что тебе тяжело принять решение?

Еще года три назад чтобы я что-то решил — это было просто нечто. Ну, решал я не пойти в школу — максимум. А теперь я понимаю, что решать что-то, предпринимать — это случается все чаще и чаще. И мне неприятно думать: «Пусть все будет как будет». Мне иногда жутко чего-нибудь хочется: с кем-нибудь познакомиться или куда-нибудь поехать. И мне хочется самому это предпринимать. Иногда думаешь: ну как это могло быть написано, если я это только что решил.

Тебе сложно знакомиться с людьми?

Очень сложно. Раньше мне было без разницы, с кем и как общаться, а теперь мне это очень важно. Я стал думать, что с кем-то мне неинтересно, и стал общаться меньше, а с кем-то, наоборот, захотелось подружиться. Я помню, однажды мне очень сильно захотелось познакомиться с одним человеком, и я понял, что мне может помочь что-то вроде славы.

Раньше я не понимал, что значит «хотеть прославиться». Но теперь я знаю, что это иногда нужно. Например, если ты хочешь познакомиться с человеком. Я не хочу быть знаменитым на всю Россию, просто хочется, чтобы люди меня знали хотя бы в моей школе. Чтобы, если я хочу познакомиться, человеку было бы это приятно.

Вы подружились в итоге с тем человеком?

Не совсем. Это очень сложно объяснить, потому что у меня возникают другие проблемы и вопросы. После лета у меня все так изменилось, я просто поражаюсь.

Так почему не получилось подружиться?

Я не могу объяснить: иногда боюсь, иногда нет времени, иногда я считаю, что это не нужно. У меня все изменилось, я пытаюсь применять старые методы, старые знания, стереотипы — и ничего не получается. И сложно бывает.

Боюсь, что с возрастом это не проходит.

У меня иногда бывают такие моменты, когда я не знаю, чего я хочу: ничего не понимаю, просто брожу туда-сюда. Куча разных вещей изменилась, и все это вместе образует атмосферу, при которой сложно думать, общаться, учиться. И жутко хочется все нарушить: чтобы у тебя остались некоторые твои законы, мысли, которые тебе нравятся, а вся эта стена рухнула, и все, что тебе нужно, — взял и пошел. Но это все очень сложно и, как вы говорите, по-видимому, никогда не обрушится.

А есть еще какие-то вещи, про которые ты не понимаешь, почему они устроены именно так?

Я не понимаю, почему, когда мне чего-нибудь хочется, из 100 случаев в 99 не получается. На это есть много ответов, и они все противоречат друг другу: «ну мало ли что я хочу» — это раз, «не все же в мире возможно» — два, «ты должен себя держать в узде, не должен давать себе волю, а то вообще плохо будет» — три. Но я все равно не могу понять: слишком много того, что бы мне хотелось сделать и что у меня никак не получается.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter