7 класс
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС
Любимые
предметы
история,
обществознание
Любимое
кино
«Человек с бульвара Капуцинов», «Собачье сердце», «Роковые яйца»
Самое
главное
в жизни
Саморазвитие и познание
— Вас в конце дня отпускают домой, или вы там живете?
— По идее, это школа-интернат. То есть мы живем тут с понедельника по пятницу. Но, если мне надо, я могу уходить ежедневно, а могу раз в неделю.
— Ты уже придумал, чем хочешь заниматься? Например, мог бы ты стать адвокатом, или врачом, или рок-музыкантом?
— Юристом не хочу. Врачом тоже. А из музыки я классику люблю. Кстати, я начал заниматься классической музыкой — играть на фортепьяно. А так вообще я давно очень люблю классическую музыку слушать. Вот вчера, к примеру, на концерте слушал Моцарта, Листа, Бетховена.
— Мне кажется, это редкость, когда человек в таком возрасте увлекается классической музыкой. Ты кого-нибудь еще такого знаешь?
— Я не знаю таких людей. Это, конечно, редкость, но, по идее, в какой-то степени всякий интересуется классикой.
— А в истории у тебя есть любимый период? Любимая война, например?
— Мне очень нравится начало XX века. Николай II.
— Ты считаешь себя типичным для своего поколения?
— Нет. Типичность сейчас — это когда матерятся. Это же самое главное — мат и всякая пошлятина. Пожалуй, для всех подростков. Алкоголь, курение.
— Скажи, пожалуйста, а как ты относишься к религии?
— С большим интересом. Вечером мы с ребятами садимся, болтаем. Все говорят, что верят в Бога. Но верить в Бога, по-моему, это когда ты делаешь то, что Бог заповедовал. Когда я езжу в деревню, прислуживаю в алтаре. Читаю некоторые книжки. Хотел бы обязательно прочитать Библию — пока руки не дошли, лежит на полке. Я бы начал с Ветхого Завета. И потом бы апокрифы еще почитал.
— У тебя есть время, чтобы подумать о смысле жизни?
— Да, есть.
— Как-то приближаешься к пониманию?
— Не думаю, что приближаюсь.
— Вырисовывается твой портрет, и он совсем не похож на портрет курсанта кадетского корпуса, если честно.
— Я не герой своего времени.
— Как ты и твои сверстники воспринимаете Америку?
— Лично я к Америке отношусь спокойно — наверное, она меня не заботит.
— Просто тебе не интересно? Ты не хотел бы съездить в Америку?
— Может, я и съездил бы, только для начала в какое-нибудь другое место. Например, в Германию.
«Сталин давал вот эту кровь, кровавый режим, или как это все называется, но все-таки был порядок. Все-таки не воровали»
— Почему именно Германия?
— Это культурный центр. Оттуда самое большое количество композиторов, в Германии самые главные исторические процессы запускались. В Германии вообще, мне кажется, интересно. Я хотел бы вот по всей стране поездить. Не в Берлин на полдня, а чтобы посмотреть многие города.
— А кино тебя интересует?
— Да. Мы, кстати, смотрели недавно хорошее кино — на PSP. Называется «V значит «вендетта». Все сразу задумались о справедливости: можно ли быть честным во всем и со всеми? Вот маленькая цитата: «Где те немногие, что век свой познавали, ни пылких чувств своих, ни мыслей не скрывали, с безумной смелостью к толпе навстречу шли? Их распинали, их пытали, били, жгли…» Это из Гете, из «Фауста».
— А что думают в твоем кругу люди о российской внутренней политике? Вас вообще интересует эта тема?
— Ну, понятное дело, всех это интересует: сейчас очень неспокойно ведь. Послушаешь какое-нибудь радио, ну, именно с политическим контекстом, типа «Эха Москвы», и сразу все кажется ужасным.
— А на самом деле?
— А на самом деле я живу так же, как жил.
— Ты как вообще к Путину относишься?
— К Путину я вообще не отношусь. Я еще не дошел до такого, чтобы интересоваться политикой. Не, ну, конечно, интересуюсь, но не настолько, чтобы осуждать еще. Я боюсь осуждать неправильно. Потом неприятно, когда ты осудил, а оказалось, что это не так.
— Русский политик вообще может не быть вором?
— Наверное, может. Сталин, к примеру. Он ведь был вообще честным человеком. Хотя он и давал вот эту кровь, кровавый режим, или как это все называется, но все-таки был порядок. Все-таки не воровали.
— То есть ты считаешь, что цель оправдывает средства?
— Конечно.
— И миллионы жизней, невинных, заметь, которых этот порядок стоил, — приемлемая цена?
— Невинные жизни — это, конечно, да, но если цель все-таки достигается, то, я считаю, все-таки можно. Вообще, к Сталину относятся кто как: кто — как к наводителю порядка, кто — как к кровавому диктатору.
— Ребята ссорятся из-за этого?
— Да нет, что вы — это ж не принципиально.
— Как это — непринципиально? Вот если бы ты мне сейчас сказал, что твой идеал политика — Адольф Гитлер, я думаю, мы бы с тобой немедленно попрощались.
— Да ладно?
— Конечно. Потому что это принципиально. А для тебя есть что-то настолько же принципиальное?
— Есть, только я сейчас не вспомню. По крайней мере не Адольф Гитлер.
— А тебе он в принципе кажется приемлемым?
— Он неприемлем, как все добрые люди, на которых как-то влияют обстоятельства.
— То есть Гитлер не несет прямой ответственности за свои поступки? Это обстоятельства так сложились?
— Ну, пожалуй, да. Если бы его мать не была домохозяйкой, а отец — алкоголиком, я думаю, о нем бы и знать не знали, просто забыли бы о живописце Гитлере, который когда-то выставлял свои работы в Вене.
— Получается, ты исключаешь личную ответственность?
— Ну, да. По закону надо пресекать, а относиться можно как угодно.
— А про Ленина что говорят?
— Ленин распространен как прикол. У нас рядом дом-усадьба Вучетича, и на ее территории очень много разных статуй, в том числе огромная голова Ленина, которая смотрит на наш корпус. Вучетич хотел сделать Ленина в полный рост, чтобы он был супергигантом. Но это запретили, и осталась только голова. Так вот какой прикол: у нас еще класса с 5-го или с 6-го начинается всякая пионерская практика, символика. Как какой-то лейбл. И мы поем гимн пионерский, к примеру, — чисто поржать.
— А Брежнев?
— Брежнев — это брови.
— То есть это какие-то клоуны?
— Конечно. История затем и нужна, чтобы поклоунничать.
— А что говорят про Pussy Riot? Надо было сажать или не надо?
— Наверное, надо.
— На столько, на сколько посадили?
— Не знаю, на сколько посадили. По крайней мере какое-то взыскание надо было сделать, необязательно в тюрьму. Там вообще все нагромождено, и в приговоре что-то совсем неладное — то, чего не существует. Когда закон незаконно применяется, понятное дело, таких надо сажать самих.
— Расскажи, как ты видишь будущее и себя. Что с тобой будет через 10 лет? Ты будешь жить в России?
— Наверное, да. В силу того, что я пока еще не знаю иностранных языков. Но мне очень хочется, конечно, выучить английский. А может быть, и уехать — но у меня все так органично происходит в России, что я пока не знаю, надо ли уезжать.