Атлас
Войти  

Также по теме Архивы Мелодии

Разбирая архивы «Мелодии»

Ферганская босса-нова, алма-атинский ориентал-джаз, башкирский джаз-рок и другие находки

  • 8498
архивы мелодии


Наверное, для подавляющего большинства из тех, у кого дома был проигрыватель для пластинок, слово «Мелодия» вызывает как минимум приятную ностальгию — по тем временам, когда винил был главным музыкальным носителем, эдаким Ильей Муромцем, а ленточные катушки и магнитофонные кассеты — Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Я провел все детство в обнимку с вертушкой «Аккорд-201» и пластинками «Мелодии», но и не подозревал, что когда-нибудь буду иметь к ним непосредственное отношение. До недавнего времени я работал в крупном иностранном издательском доме, который, помимо журналов и книг, выпускал музыкальные сборники, ориентированные в первую очередь на тех, «кому за 50». Как ответственный за музыкальные релизы, я часто обращался в «Мелодию» за фонограммами для русскоязычных сборников. Кончилось тем, что я стал штатным сотрудником «Мелодии», и теперь, имея доступ к действительно невероятных размеров фонотеке, буду потихоньку делиться найденным и рассказывать об услышанном.

Большинство треков из первого выпуска рубрики наглядно подтверждают тот факт, что в ближневосточных республиках Союза существовала отдельная музыкальная жизнь, причем гораздо менее ограниченная в свободе выражения, чем, скажем, в Москве. И ферганская босса-нова от «Сато», которая, например, легко могла бы всплыть на каком-нибудь итальянском лейбле вроде Schema или Irma; и совершенно космический казахский этно-фьюжн «Бумеранга»; и убойнейший прогрессив или даже мат(math)-рок от туркменов «Гунеш»; и как будто вчера выпущенный нью-джазовый «Орлан» — лет на 15–20 раньше первой пластинки Cinematic Orchestra или Skalpel... Не слишком верится, что все это было записано в СССР. Мы непременно будем обращаться к другим малоизвестным релизам алма-атинской, ташкентской, тбилисской студий «Мелодии» — творческим музыкальным оазисам СССР.






sato.jpg

«Мелодия» — С60 25897 003 

«Сато» — «Зулейка» (с альбома «Передай добро по кругу», 1987)
___ 

Ферганский джазовый коллектив, славен своим виртуозным гитаристом Энвером Измайловым, который одним из первых овладел тэппингом (tapping) — техникой игры на гитаре двумя руками (как на цитре) — то есть раньше, чем Стэнли Джордан и Эдди Ван Хален, которых принято считать родоначальниками тэппинга.

Джаз в Узбекистане действительно был крайне своеобычным. Вот что писал о нем в 1986 году историк джаза Алексей Баташев: «Пожалуй, ни в одном регионе Востока джаз не развивается сегодня столь стремительно, как в республиках советской Средней Азии. Ансамблевое импровизационное искусство, каким, в частности, является джаз, получает мощный импульс там, где пересекаются этнические потоки. Джаз начался со встречи музыкальных путей Европы и Африки. По тому же образцу в наши дни музыкальные традиции больших и малых народов мира интенсивно сплавляются в современном джазе. Хорошо это или плохо? Единодушного ответа здесь нет. Думается, что новые явления в искусстве не отменяют прежние, а лишь дополняют их, добавляясь к ним, как новые лепестки веера к старым. Один лепесток не составляет веера, говорят на Востоке. Музыкальные гены древних культур начинают другую жизнь в новых образованиях.

Лично я стал свидетелем такого слияния на ферганских джаз-фестивалях конца 70-х годов. Процесс этот мощно шел снизу, стимулируемый местными клубами любителей джазовой музыки и рядовыми музыкантами. Видимо, они острее чувствовали пульс и тенденцию современной музыки. «Мы хотим пропагандировать отечественный джаз, прежде всего узбекский», — сказал гостям президент ферганского джаз-клуба Георгий Гургеньян. Народная музыка — это тот животворный источник, из которого в равной степени питаются и джаз, и классика, и эстрада и который дает им безостановочную силу развития». 









Бумеранг

«Бумеранг» — «Полет беркута»
(с альбома «Мираж», 1986) 
___ 

Джаз-ансамбль из Алма-Аты, созданный в 1973-м барабанщиком Тахиром Ибрагимовым. Под названием «Арай» ансамбль аккомпанировал Розе Рымбаевой в период с 1979 по 1982 год. «Бумеранг» играл важнейшую роль в становлении ориентал-джаза, а к концу 80-х входил в пятерку лучших советских джазовых ансамблей. 






 



gunesh.jpg

«Гунеш» — «Байконур» (с альбома «Вижу землю», 1984)
___ 

Группа была создана в 1970-м в Ашхабаде, ее лидером был Ришад Шафи — бесспорно, один из лучших барабанщиков СССР. В 1980 году на нашумевшем первом советском рок-фестивале в Тбилиси, где участвовали «Автограф», «Интеграл», «Магнетик-бэнд», «Машина времени», «Аквариум» и другие группы, Ришад получил диплом лучшего барабанщика, Станислав Морозов — лучшего саксофониста, а «Гунеш» занял второе место. 





    

  


orlan (1).jpg

«Орлан» — «Абдрахман» (с альбома «Башкирские легенды», 1990) 
___ 

Башкирский джаз-бэнд, основан саксофонистом Олегом Киреевым в 1986 году. Группа очень много и успешно гастролировала по СССР, но записала всего один альбом — «Башкирские легенды», считающийся одним из главных отечественных этно-джаз-роковых релизов. Кстати, один из последующих проектов Олега Киреева — «Мандала» — в 2007 году был заявлен на «Грэмми» в категории The Best Contemporary Jazz Album. 









bazykina_twins.jpg 

Bazykina Twins — «Moscow Nights»
(с одноименного сингла, 1989)
 
___ 

Автор этого раритетного диско-боевика — Владимир Матецкий, у которого как раз недавно был день рождения, так что это можно считать и поздравлением тоже. Говорят, эта песня чуть не попала в репертуар группы Bananarama, но не выдержала бешеной конкуренции. 



 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter