Атлас
Войти  

Также по теме

Рад стараться

  • 1549

Иллюстрация: Ольга Семенихина

В прошлом месяце мы очень активно искали новый офис, и в одном из бизнес-центров после первой же ознакомительной встречи нас свели с владельцем здания. Именно владельцем, а не директором или старшим менеджером, как это бывает обычно. Перед нами предстал повзрослевший Робин Гуд из 90-х — бритый налысо, уверенный и стремительный.

Он ловко, как фокусник, вертел в руках две одинаковых «раскладушки» ­леген­дарной модели Motorola, пачку сигарет и зажигалку и все вопросы решил буквально за несколько минут — более эф­фективной бизнес-встречи у нас давно не было. Под конец он оставил номер своего мобильного телефона и заверил, что проблем не будет — «ко мне клиенты только возвращаются». Как выяснилось, этот человек владел сразу несколькими офисными центрами и раньше, конечно, сам с клиентами не встречался. А теперь, с конца прошлого года, приходится — потому что менеджеры не справляются. Он признался, что искренне не понимает, каким образом их нужно мотивировать, чтобы они работали так, как нужно работать во время кризиса .

Последние слова были точной формулировкой большой проблемы. Практически никто из наемных сотрудников не осо­знает, насколько может быть велика их роль в деле выживания компании, особенно небольшой. В любое время — и особенно в нынешнее. Компании увольня­ют своих людей, сокращают издержки, теряют клиентов. Сотрудники и владельцы все списывают на кризис. Лишь в единичных случаях я встречаю команды, которые, напротив, сплотились и стали действовать как хорошая семья, где все дорожат друг другом и преисполнены любовью к своим коллегам, делу и собственным клиентам. Где есть понимание, что мы все пассажиры одной маленькой лодки под названием «моя работа».

Ведь есть территории, где от личных усилий каждого из участников очень и очень многое зависит, несмотря на тектонические сдвиги в России и в мире. В кафе, рестораны, магазины, компании перестают захаживать не только потому, что «кризис», но и потому, что, несмотря на имеющиеся еще возможности, люди могут легко убедить себя, что без этого можно обойтись: «качество уже не то», «не стоит тех денег». А также потому, что есть другие кафе, рестораны, магазины и компании, где все сотрудники очень стараются и работают лучше прежнего, причем за прежние деньги. И с такими компаниями не хочется расставаться даже в тяжелые времена — наоборот, их хочется поддержать и лишний раз выпить кофе именно в любимом и не испортившемся кафе. Сегодня мы все фокусируемся на лучшем из того, что можем себе позволить. Мы будем учиться радоваться малому, лучшему из малого.

О командах такого типа очень хорошо высказался мой друг, стратегический консультант Георгий Безбородов: «Все постепенно осознают, что компания — это не арена для подковерных баталий, а спаянная общей целью группа единомышленников, продажи — это не графа в отчете, а жизненная необходимость, и программа лояльности — не перспективное направление на следующий год, а единственное спасение от биржи труда здесь и сейчас. В такой атмосфере быстро принимаются решения, которые раньше согласовывались месяцами, и снова обретают силу такие понятия, как воля, видение, ответственность».

К сожалению, я не могу навскидку назвать имена таких вот удивительных компаний. Почти везде приходится сталкиваться с иным подходом. Люди воспринимают кризис как некое явление природы, стихийное бедствие, очередной для России удар судьбы. Ведь к подобным вещам нельзя подготовиться, не правда ли? Поэтому и сопротивляться, пытаться противостоять типа бессмысленно. Никто и не пытается спасти себя и свои компании, не предпринимает для этого ника­ких экстраординарных усилий. Как сказал один из респондентов: «Непонятно, что такое «лучше работать» и главное — непонятно зачем?» Вспоминая 1998 год и обсуждая уроки, которые удалось из­влечь из того времени, многие сегодня смогли вспомнить лишь то, что тогда кризис благополучно закончился…

Когда сегодня пишут об условиях выживания и выхода из кризиса, почти всегда повторяют, что нужно и придется больше работать. Люди, не потерявшие работу и бизнес, также говорят, что сейчас приходится работать больше за меньшие деньги. Но никто не говорит и не пишет о том, что нужно работать прежде всего лучше. Что требуется акт самозабвенного труда от всех и от каждого на своем месте. Как хочется верить, что хотя бы со второго раза этот урок удастся извлечь и стремление изо всех сил работать настолько хорошо, насколько это возможно, будет чем-то естественным и нормальным — хотя бы в экстремальных условиях.

Когда все непросто, но еще существуют платежеспособные клиенты, многие компании, большие и маленькие, может спасти и спасет реализация в жизнь принципа, который я запомнил со времен служ­бы в армии: когда во взводе каждый готов умереть, взвод выживает. Если же каждый боец стремится выжить, погибает весь взвод. Размер неприятельских сил не име­ет значения. В качестве красивой иллюстрации наш лейтенант в далеком 1985 году любил цитировать песню В.Высоцкого «Их восемь, нас двое…»:

«Я этот небесный квадрат не покину,

Мне цифры сейчас не важны, —

Сегодня мой друг защищает мне спину,

А значит, и шансы равны».
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter