Атлас
Войти  

Также по теме

​Работники «Сбарро» требуют зарплаты у хозяев пиццерий

В конце декабря стало известно о конфликте между работниками «Сбарро» и хозяевами сети пиццерий. Многие из них с июля 2015 года не получали зарплату. Они ведут кампанию протеста, а прокуратура в ближайшие дни намерена объявить о мерах, которые будут приняты по этой ситуации. Пример «Сбарро» пока стоит особняком, в ресторанном бизнесе не ждут массового закрытия сетей общественного питания.

  • 3635
Акция протеста работников «Сбарро». Фото: «Новопроф»

Акция протеста работников «Сбарро». Фото: «Новопроф»

Протесты

В конце декабря начались стихийные протесты московских работников «Сбарро». Сотрудники холдинга «Планета гостеприимства», основу которого составляют работники «Сбарро» и «Ёлок-палок» (там так же есть задержки по зарплатам), создали независимый профсоюз.

Объединение «Новопроф», к которому присоединился профсоюз «Планеты гостеприимства», ведет кампанию в их поддержку. Работникам ресторанной сети помогли оформить заявления о приостановлении работы до выплаты зарплат, обратиться в прокуратуру, трудовую инспекцию и президентский Совет по правам человека. На прошлой неделе недовольные задержками заработной платы организовали пикет у одного из ресторанов «Сбарро», на Краснопрудной улице.

По словам председателя «Новопрофа» Ивана Милых, в его объединение вошло около шести десятков работников «Сбарро» и «Ёлок-Палок». Всего можно говорить о примерно тысяче работников, которым задерживают заработанное. Задержки доходят до пяти месяцев. В среднем долг варьируются от 60 до 200 тысяч рублей на человека.


Работникам ресторанной сети помогли оформить заявления о приостановлении работы до выплаты зарплат

Возврат денег усложняется тем, что большинство работников «Сбарро» были трудоустроены не напрямую, а через почти три десятка кадровых агентств, рассказал БГ Милых. В ряде случаев работников «Сбарро» трудоустраивали даже через цепочку промежуточных юрлиц.

Позиция «Новопрофа» по данной ситуации — платить должна именно «Планета гостеприимства», так как именно холдинг является настоящим работодателем. По словам Милых, «Планета гостеприимства» предложила с конца января начать переговоры о выплате зарплат, но это не остановит дальнейшие действия профсоюза. В ближайших планах протестной кампании — начать акции в регионах.

Что происходит в «Сбарро» за пределами Москвы, пока ясно не до конца: есть информация о задержках в Санкт-Петербурге. Как рассказал БГ администратор портала Antijob.net Алексей Петров, также есть невыплаты в Казани, а вот нижегородском «Сбарро» платят вовремя.

Компания

Холдинг «Планета гостеприимства» работает с 1997 года. Это один из крупнейших на российском рынке фастфуд. По крайней мере до лета прошлого года имел более 300 ресторанов «Сбарро» и «Ёлок-палок», а также менее раскрученных брендов: Yamkee, «Маленькая Япония», «Восточный базар», «Кофесто», Viaggio и сеть магазинов «Кулинария» работали в более 50 городах России, Азербайджана и Чехии.

Сколько сейчас ресторанов у холдинга — доподлинно неизвестно. Корреспондент БГ проехался по ряду торговых центров в Москве, где ещё недавно работали пиццерии «Сбарро» — на них висят объявления о том, что кафе закрыты «по техническим причинам». Логотипы «Сбарро» пока на месте.

БГ попытался поговорить с администрациями двух ТЦ — «Калужский» и «Принц плаза» — в которых «Сбарро» закрыты таким образом, но представители торговых центров не ответили на предложение прокомментировать ситуацию.


В ряде случаев работников «Сбарро» трудоустраивали даже через цепочку промежуточных юрлиц.

«Мне звонят из торгового центра, говорят, не могу связаться с «Планетой гостеприимства» о том, чтобы освободили помещение. Они нашли других арендаторов, готовых платить. Но наш офис не идёт на контакт — так они мне звонят, чтобы я вывозила имущество», — рассказывает Дарья, член «Новопрофа» и бывшая управляющая «Сбарро» во Владыкино и Марьиной роще. По её сведениям, просрочка платежей за аренду на некоторых точках «Сбарро» доходит до года.

Повар Раиса Булатаева — участница стихийной забастовки работников «Сбарро», расположенного у Савеловского вокзала, рассказала БГ, что после того, как она дала интервью СМИ, ей и ещё одной работнице выдали деньги за пять месяцев работы. После этого Булатаева уволилась. Сейчас ресторан, в котором она работала, закрыт. С другими работниками до сих пор не рассчитались, говорит бывшая сотрудница фастфуда.

Весной 2015 года руководство холдинга было настроено достаточно оптимистично: в марте владелец «Планеты гостеприимства» Мераб Елашвили отпраздновал свадьбу своего сына, сняв зал в Манеже на две тысячи гостей. На свадьбе выступали певцы Григорий Лепс, Филипп Киркоров, в качестве тамады выступали Андрей Малахов и Николай Басков. На торжестве присутствовал главный раввин России Бер Лазар, гостей угощали 300-килограммовым тортом. Светские хроникеры оценили расходы на свадьбу в несколько миллионов евро. В апреле в холдинге говорили о планах потратить до 30 млн рублей на открытие новых «Сбарро». Но уже летом в «Планете гостеприимства» начались проблемы с выплатами зарплат.

Акция протеста работников «Сбарро». Фото: «Новопроф»

Акция протеста работников «Сбарро». Фото: «Новопроф»

Смещение

В вопросе выплат зарплат «действительно, имеются некоторые смещения», но в настоящее время осуществляются еженедельные выплаты, компания ведет диалог со своими сотрудниками, переводит сотрудников из закрывающихся заведений в новые, заявила БГ PR-директор «Планеты гостеприимства» Юлия Евсманская.

О том, что работникам «Сбарро» постепенно закрывают долги по зарплате, во вторник заявил и глава Роструда Всеволод Вуколов.

В 2015 году «Планета гостеприимства» открыло 17 новых ресторанов, а 22 января 2016 года в Санкт-Петербурге появился новый «Сбарро».

«Закрытие точек связано не только с арендными ставками в валюте, но и с локацией самих ТРЦ, конкурентными преимуществами новых торговых центров, открывшихся в местах с большей проходимостью, а также собственной рекламой объекта, направленной на привлечение покупателей. То же касается и поставщиков. К сожалению, некоторые компании не справляются со своей работой. Это связано со сбоями в поставках, отсутствием необходимого ассортимента, резким ростом цен на продукты и другими факторами. В этом случае мы вынуждены искать замену», — утверждает Евсманская.


«Закрытие точек связано не только с арендными ставками в валюте, но и с локацией самих ТРЦ, конкурентными преимуществами новых торговых центров​»

Когда начались какие-то проблемы, компании нужно было закрывать убыточные рестораны, рассказывает бывший управляющий Дарья. Например, «Сбарро» в подмосковном Королеве зарабатывал только по 10 тысяч рублей в день, а ведь каждый ресторан — это и аренда, и расходы на продукты, и сотрудникам нужно платить. Вовремя не закрытых убыточных ресторанов было много. Потом мы перестали платить поставщикам, и начались проблемы с продуктами. Бывало, открывали жалюзи, а торговать совершенно нечем. То вообще напитков не было, то чая, то кофе».

«Говорили, он много ресторанов пооткрывал — ему не хватает денег. На наши деньги какой-то завод минеральных вод открыл, гостиницу какую-то: Мераб не был обеспокоен тем, чтобы нам выдать деньги», — вспоминает Булатаева.

По словам Дарьи, невыплаты зарплаты способствовали повышению взаимопомощи среди работников «Сбарро»: «У меня девочка пиццамейкером работала, её выселили из съемной квартиры. У меня менеджер её забрала к себе. Многие брали к себе ночевать сотрудников. Так и перебивались».

Статья 145.1 УК предусматривает уголовную ответственность за невыплату зарплаты более двух месяцев — в том числе возможность лишения свободы. Ни один контролирующий орган не заинтересовался, почему на карточки почти тысячи сотрудников «Планеты гостеприимства» до пяти месяцев не приходили деньги. Начальник отдела взаимодействия со СМИ московской прокуратуры Елена Россихина заявила БГ, что её ведомство вскоре огласит меры, принимаемые по ситуации вокруг выплат зарплат работникам «Сбарро».

Отрасль

Во всей ресторанной отрасли России «Сбарро» — пока только вторая крупная жертва кризиса. В конце 2014 года 28 ресторанов (24 в Санкт-Петербурге и 4 в Новосибирске) закрыла сеть Carls"s Junior, оставив без зарплаты семь сотен своих работников. Со временем они смогли получить часть заработанного, а Carl"s Junior сохранил свое присутствие в России.

Как рассказала БГ директор Института ресторанных технологий Кадрина Айситулина, её отрасль за последнее время перенесла три удара: запрет на курение в заведениях, трудности с импортозамещением и, затем, снижение платежеспособности клиентов. Спад наблюдается по всему рынку, кроме самых дешевых фастфудов. Можно говорить о потере порядка 30% прибыли заведениями общественного питания, но ситуация пока сравнима с уроном от кризиса 2008 года.

Все рестораторы стараются экономить: пересматривают меню, ищут более выгодных поставщиков, заинтересованы в повышении квалификации работников — дабы можно было экономить на менеджерах. Они затягивают пояса и ждут лучших времен, о массовом разорении ресторанов речь пока не идет.

«У меня многие знакомые работают в других общепитах, им платят вовремя, у них никаких проблем», — подтверждает Дарья.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter