В театральных кругах только и разговоров, что о премьере режиссера Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», которую никак не выпустит МХАТ. Те, кто видел спектакль на прогонах, разделились на два лагеря. Одни полагают, что постановка отражает проблемы нынешнего дня, а другие – что, если верить режиссеру, нас окружают одни уроды. Хотя у Серебренникова всегда так: быт, убогость, насилие, жаргон. Что, впрочем, не мешает ему считаться лидером нового поколения режиссеров.
В основе постановки – пьеса братьев Пресняковых, авторов «Терроризма». В жизни главного героя, студента Вали, творятся странные вещи. Его отец (Хаев) поужинал однажды – и умер, а мать (Марина Голуб) вышла замуж за дядю Петю (Фисенко). Дальше – больше: покойный отец начинает являться Вале по ночам, выходя из телевизора и говоря белым стихом шекспировского «Гамлета». А сам Валя находит необычную работу: на следственных экспериментах он изображает жертву. В результате чего проникает во всякие людские тайны, а именно: как так вышло, что муж хлопнул дверью и от сквозняка жена, мывшая окно, выпала на улицу? Каким образом не умеющий плавать отверженный поклонник пропутешествовал под водой через весь бассейн, чтобы утопить свою любимую? И зачем на встрече выпускников парень у всех на глазах застрелил своего бывшего одноклассника?..
На первый взгляд все это очень напоминает чернуху. Более того, жанр спектакля так и обозначен – «черная комедия». На самом же деле Серебренников – эстет, а «Изображая жертву» – одна из самых элегантных постановок столицы. Псевдогамлетовское действие происходит в белом-белом пространстве (художник Николай Симонов), а призрак отца возникает из проекции ряби на стене, какая бывает, когда в телевизоре вырубается антенна.
Все суды-пересуды и в итоге почти скандал случились из-за кульминационной сцены в японском ресторане. В ней капитан милиции (снова Хаев), с которым Валя и работает, произносит гневный монолог. Минут на двадцать. Он-де не понимает мира; молодежь не живет, а играет в какую-то абсурдную игру. Где на вопрос о мотиве убийства подследственный отвечает: «Да просто такѕ» А его приятель за секунду до смерти говорит убийце: «Мне наплеватьѕ» Так вот, в этом эпизоде все двадцать минут со сцены звучит отборный мат. «Это не жизнь, это наеѕлово!» – орет Хаев. Услышав такое на сдаче спектакля, худрук МХАТа Олег Павлович Табаков заявил, что ничего подобного в его театре не будет. И запретил «Жертву». Вместо запланированной на 21-23 июня шумной премьеры прошел скромный предпоказ. После чего Серебренников уехал в Америку – до осени. Но говорят, что осенью спектакль возобновят: слишком много денег вложено в постановку. Вот только выйдет ли он в изначальном виде или будет купирован, пока неизвестно.