Небо, облака, солнце, свобода. Человек, впервые оказавшийся в кабине на месте второго пилота в самолете, выполняющем фигуры высшего пилотажа, испытывает одни из самых ярких ощущений в своей жизни. Эта разновидность счастья не имеет точного названия. Новый опыт заставляет вычеркнуть из памяти все прежние представления об организации пространства и собственной свободе как безнадежно устаревшие.
– Ну что, лучше, чем с женщиной? – спрашивает техник, пока я, ошарашенный, вылезаю из кабины приземлившегося «Як-52».
– Сопоставимо.
За полчаса до этого пилот Николай Милостной, забрав у меня чек из бухгалтерии аэродрома Борки на 1436 рублей с карандашной пометкой «15 минут», достал из нагрудного кармана летного комбинезона красный пластмассовый самолетик и стал показывать, чем мы будем заниматься в воздухе:
– Бочку нисходящую сделаем, потом наберем высоту, петлю Нестерова, перевернутый полет, фиксированные бочки, боевой разворот...
Потом меня усадили в кресло второго пилота, пристегнули, рассказали про приборную доску: вот авиагоризонт, вот скорость, вот высота, вот время. За рычаг управления сильно не хвататься, кнопка связи с пилотом на рычаге под левой рукой. Надели наушники с микрофоном, закрыли фонарь. Николай сидит передо мной, в кабине первого пилота. В наушниках – его переговоры с диспетчером: «Борки, старт, 1233, запуск». – «1233, запуск разрешаю». – «Разрешили». И самолет уходит на рулежку. «Борки, старт, исполнительный 242». – «1233, занимайте 242, ветер 230, 4-5, 747». – «Борки, старт 242 разрешили, 747 установили».
Система управления в наших кабинах продублирована. Педали двигаются: Николай выруливает на взлетно-посадочную полосу. «Борки, старт, 1233, взлет в зону 3». – «1233, взлетайте в зону 3». – «Борки, старт, разрешили взлет в третью зону». Рычаг под левой рукой уходит: Николай подает топливо. Мы разгоняемся и плавно отрываемся от земли. За три минуты добираемся до выделенной нам зоны полетов и – начинаем.
«Как самочувствие?» – «Самочувствие отличное». – «Скорость 180, высота 1000, делаем бочку». Рычаг дергается вправо, и мир стремительно делает один оборот вокруг меня. «Ориентир по просеке, входим в перевернутый полет». Самолет переворачивается, и я, притянутый ремнями к креслу, наблюдаю, как комочек пыли медленно пролетает у меня перед глазами и ложится на стекло над моей головой. Подо мной – бездна, надо мной – полоса просеки, над которой мы летим навстречу солнцу, и я смеюсь от счастья.
Мы выходим из мертвой петли: земля стремительно приближается, после чего мы плавно уходим в горизонталь. Оказывается, перегрузки, которые по моим собственным представлениям должны были сплющивать и сдавливать тело до потери сознания, на деле мучением вовсе не являются и болезненных ощущений совершенно не вызывают.
Пилот закручивает пространство вокруг нас во всех возможных направлениях, происходящее полностью противоречит накопленному мной за годы жизни опыту перемещения в пространстве. Это практически безграничная свобода, выраженная в действии. Все существующие аттракционы в парках развлечений являются лишь неудачной попыткой заставить человека испытать нечто подобное.
«Як-52» – поршневой самолет. А еще можно покататься на реактивном. Если по-простому, то разница от ощущений в полете сводится к тому, что реактивный самолет выполняет фигуры высшего пилотажа на большей скорости и перегрузки тут имеют более затяжной характер. Если час полета на «Яке» стоит порядка 180–200 долларов, то час на реактивном «Л-29», который способен развивать скорость до 800 километров в час, обойдется уже примерно в 500 долларов. И если на «Яках» можно покататься на многих подмосковных аэродромах, то «Л-29» есть только в Мячкове. Минимальное время полета здесь – полчаса. Это связано с тем, что когда зону полетов дают, предположим, в районе Бронниц, то только полет туда и обратно займет около 15 минут. Реактивные самолеты есть тут у целого ряда аэроклубов, но новичка с улицы даже за такие серьезные деньги покатают не в каждом – в «Ласточке» и «Авиатехе» точно, а с остальными надо разговаривать.
Мне довелось полетать с пилотом Олегом Прониным из аэроклуба «Кондор М». Мы ныряли в облака, выполняли боевые развороты, входили в петли и крутили фиксированные бочки. Еще, наверное, час после приземления я ходил с широкой улыбкой на лице. «С реактивным крещением!» – поздравили меня, когда я сдавал летный шлем в здании клуба. Без лишнего пафоса скажу: в такие моменты вспоминается прожитая жизнь.
Будете перед вылетом общаться с пилотом – заказывайте вращения, нисходящие бочки, на «Яках» – колокол. А в полете просите порулить.