Атлас
Войти  

Также по теме

Проповедь 36

Пол-Москвы увешано странными рекламными щитами: «Не укради», «Не сотвори себе кумира», «Не прелюбодействуй» и остальные заповеди. Через некоторое время появятся другие щиты, на которых будут портреты Леонида Парфенова, Юрия Башмета и прочих знаменитостей с подписью: «Соседи, которыми мы гордимся». «Большой Город» узнал, что это значит и кто за этим стоит.

  • 1440


Фото: Игорь Родин

Все давно уже привыкли к тому, что реклама предлагает что-то купить. Даже когда на уличных щитах появляются странные надписи — «Точек не будет», «Мечты сбываются», «Бог есть», «Модно быть умной» и прочее, — очень скоро оказывается, что это реклама журнала, анонс программы или музыкального диска. Во время Великого поста и Пасхальной недели по всей Москве будут висеть щиты с десятью библейскими заповедями. Они, как это ни странно, «рекламируют» именно десять заповедей. Идея разместить их на на уличных щитах возникла в прошлом году, в ходе конференции «Духовность и демография», которую устраивала общественная организация СССР (Союз создателей социальной рекламы).

СССР образовался в 2003 году, когда ведущие российские рекламные агентства решили объединиться и создать организацию, которая доступными ей средствами продвигала бы идеи социальной справедливости. Сейчас в СССР входит 18 компаний: BBDO, ADV, McCann Erickson, «Родная речь», News Outdoor и другие. Вместе они составляют больше половины рекламного рынка Москвы. Начал СССР с налогов — кампания налоговой службы «Пора выйти из тени», потом ГИБДД — «Проскочив на красный свет, можно попрощаться с белым». Теперь в СССР решили, что надо научить людей главному. Способ у них есть только один — реклама.

«Демография — это не только рождаемость, это продолжительность жизни, суициды. Людям кажется, что ситуация улучшится, если улучшить экономическую ситуацию в стране. Но в Армении и Азербайджане, посмотрите, ВВП на душу населения в разы меньше, чем в России, но процент суицидов там значительно меньше», — говорит пресс-секретарь СССР Станислав Бочков. Станислав Бочков уверен, что после развала Советского Союза люди потеряли какие бы то ни было морально-нравственные идеалы, стало трудно ориентироваться в жизни, нет цели существования, нет будущего у детей, заботиться имеет смысл только о материальном. Идеалы надо человеку вернуть. Заповеди, считает Станислав Бочков, самые сконцентрированные и верные идеалы. Станислав Бочков рассказывает, что государство совершенно не заинтересовано в том, чтобы поднимать дух страны и нравственность: «Государство попросту умыло руки». Поэтому в СССР все делают сами. «Духовным ценностям не учат в школе, — говорит Игорь Збронжко, исполнительный директор СССР, — да и большая разница есть между тем, как тебе преподаватель говорит, что убивать нехорошо, или мама, или Бог. Неважно, что посредством рекламного щита, это всего лишь инструмент». Рекламные щиты почему-то кажутся Игорю Збронжко инструментом более убедительным, чем мама. СССР обратился за благословением в Московскую патриархию. Там инициативе удивились. Но благословение дали. «В современной суетной жизни человек часто забывает вообще о духовном измерении жизни, — считает заместитель главы отдела внешних церковных сношений протоиерей Всеволод Чаплин. — Напоминать ему об этом — это правильно. Пусть даже таким нетрадиционным для христианской проповеди способом».

ДРУГАЯ РЕКЛАМА

Еще одна личная инициатива вылилась в другую рекламную кампанию. 1 апреля в Москве появятся 30 рекламных щитов с изображением журналиста Леонида Парфенова, альтиста Юрия Башмета, певицы Дианы Арбениной, актера Олега Табакова и, возможно, других знаменитостей и слоганом «Соседи, которыми мы гордимся». Это первая московская кампания за отмену разрешительного порядка регистрации. Огромный рекламный щит, на нем плохо обтравленная фотография Дианы Арбениной, триколор и надпись: «Место рождения: г. Магадан. Профессия: рок-звезда. Соседи, которыми мы гордимся».

Через две недели эти 30 щитов с немосквичами должны сменить 30 щитов с москвичами, в числе которых журналисты Владимир Кара-Мурза и Антон Носик. На них будет написано: «Место рождения: г. Москва. Я хочу жить в свободном городе».

Эта рекламная кампания, призывающая горожан любить приезжих, дело рук общественной организации «Равенство». Возглавляет эту организацию Ольга Сагарева, а состоит в ней десяток ее друзей.

Ольга Сагарева известна как автор предвыборной кампании партии «Родина», а также написанной впоследствии книги «Это „Родина“ моя» о любви к Дмитрию Рогозину. Еще десятью годами раньше она написала книгу «„Аквариум“. 1972—1992» о своей любви к Борису Гребенщикову. В промежутке между этими двумя книгами Ольга Сагарева жила в эмиграции в Америке. Через два месяца после возвращения она стала пресс-секретарем партии «Родина», а потом и лично Рогозина. Сразу после ухода из политики Ольга Сагарева придумала общественную организацию «Равенство». Организация эта намерена бороться со всеми видами неравенства: социального, гендерного, экономического.

«Даже если художественное воплощение идеи не очень хорошее, это не важно, — считает участник акции Антон Носик. — Правильно затеянная публичная полемика — это хорошо. Я вообще не помню до кампании против монетизации льгот ни одной крупной социальной акции. Это хорошее начало». Когда своими силами были придуманы и нарисованы макеты щитов, выяснилось, что ни одно рекламное агентство не хочет их размещать. То щитов слишком мало, то поверхностей уже нет, а некоторые честно признавались, что не хотят участвовать в антилужковской кампании. Пришлось Ольге Сагаревой пойти к своему соседу по даче на Николиной горе Александру Романову, директору «Видео Интернешнл», и попросить его помочь. Через некоторое время был заключен договор с компанией Outdoor Media International. «Странно, — удивляется снова Ольга Сагарева, — все рекламисты говорят, что 30 щитов мало, что надо минимум 100, а мне кажется, все зависит от того, куда вешать». 30 щитов появятся на Рублевском и Рублево-Успенском шоссе, чтобы их увидели чиновники. На улице Академика Королева и на Шереметьевской улице — для телевизионщиков и тех, кто приезжает на телевидение. На Ленинградском шоссе — для обеспеченных людей, на «Университете» — для студентов.

ГЛАВНОЕ — РЕЗУЛЬТАТ

Узнать, насколько изменили эти две кампании морально-нравственные идеалы москвичей, довольно сложно. Как определить, скольким людям эта наглядная агитация помешала убить или своровать? У протоиерея Всеволода Чаплина, правда, есть на это ответ: «Духовным людям не свойственно вычислять пользу математическим путем. Делай добро, не ожидая результата».

Игорь Збронжко и Ольга Сагарева, впрочем, лица вполне светские, поэтому, сделав добро, ждут от своих кампаний вполне конкретных результатов. «Я пытаюсь ломать стереотип приезжих. Потому что это не обязательно бездомный, который украл у вас телефон на Курском вокзале, потому что это Леонид Парфенов тоже», — Ольга Сагарева считает, что надо изменить отношение к тем, кто не такой, как ты. Игорь Збронжко предлагает начинать с себя: «Мы считаем, что где-то там другие люди воруют, они врут и прелюбодействуют, а мы — нет. Если хоть один человек лишний раз не убьет — это будет наша победа».

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter