Иллюстрация: Тимофей Яржомбек. KunstGroup Pictures
Из чего состоит рабочий день антиквара?
Приходишь на работу, сидишь, куришь, кофе пьешь, играешь в нарды и ждешь. В антикварных ведь очередей не бывает. Три-четыре покупки в месяц уже хорошо. Легкие деньги в нашем бизнесе кончились в 1993 году. Вот в начале перестройки была халява: скупали за копейки, продавали в десятки раз дороже. Еще в середине девяностых были бабушки с подпольными коллекциями; сейчас их либо не осталось, либо у них умные внуки подросли. Старых хороших вещей с каждым годом все меньше, цены на них растут.
Как добывается товар?
Даешь объявление в газете: «Куплю дорого предметы старины мебель, иконы, книги, игрушки, посуду». Правда, по объявлению ничего хорошего, как правило, не приносят. Вообще, поиском товара дилеры занимаются. У них есть каталоги аукционов; мы выбираем, что нам интересно, решаем, сколько можем за это заплатить. А они дальше едут в Европу за товаром. Во Франции очень много антикварных рынков, но в Скандинавских странах цены на порядок ниже. Некоторые предпочитают покупать вещи на крупных аукционах. Гарантии там, как и в любом другом месте, нет, но зато есть ее иллюзия.
Из чего вообще складывается цена?
У каждой вещи несколько цен. Дилеру ты объявляешь одну сумму, клиенту совсем другую. Серьезная вещь меняет несколько дилеров, прежде чем попасть в последние руки, то есть достичь конечной цены. Да все на самом деле денег стоит. Если ты за какую-нибудь побрякушку ценой в $300 заплатил 500 это ничего. Через год, через два ее купят еще дороже, цена идет. Но если ты заплатил $2000, деньги получат уже твои внуки. Товар иногда лежит годами. Но если вещь долго не продается, ты с кем-нибудь меняешься. Покупатель в конце концов на все найдется.
Подделок много?
А как же. У антикваров это называется «фуфел» (это для своих) или «реплика»; коллекционеры и искусствоведы говорят «фальшак».
Много нужно знать, чтобы определить, что подделка, а что нет?
Для этого нужно прежде всего профессиональное чутье, оно вырабатывается со временем. Искусствоведов очень мало в антикварном бизнесе. Люди, которые закончили искусствоведческие факультеты, становятся музейными работниками и трудятся на благо науки. А торговля антиквариатом это прежде всего бизнес. Конечно, нужно знать
Какие еще требуются умения?
Терпение, психическое равновесие. Работа нервная сама по себе, плюс еще клиенты разные попадаются. Иногда наблюдаешь поразительные акты борьбы нефтяного магната с собственной жадностью. Выглядеть надо хорошо: убедительно, интеллигентно и позитивно. Покупатель сейчас стал очень профессиональный. Наши клиенты люди, которые антиквариат действительно любят и очень хорошо в нем разбираются. У серьезного коллекционера есть свой доверенный антиквар, который «фарширует» его коллекцию, отсекает лишних людей и перекрывает для посторонних доступ к телу. В общем, бизнес держится на личных контактах, так что продавать фуфел не стоит, если не хочешь потом в шлеме ходить.
То есть профессия опасная?
Как и любая другая. Даже секретарша опасная профессия: если знает много про своего шефа, ее могут убрать. У нас в стране убивают либо за информацию, либо за деньги. Антиквар информацией не владеет значит, если и убьют, то только
ТРЕБОВАНИЯ
Возраст: начинать можно сколь угодно рано, но на обзаведение собственным делом потребуется от 10 до 15 лет. Главные качества, нужные в работе: цепкая память, терпение, психическое равновесие и располагающий внешний вид.
ОБУЧЕНИЕ
Институт «Гелос»: чтобы получить диплом менеджера и дилера антиквариата, понадобится
ОАНО «Институт культурного просветительства»: за 3 месяца и $600 можно прослушать базовый курс «Антиквариат. История, основы атрибуции и экспертизы». Абрикосовский пер., 1, стр. 1, м. «Спортивная», 248 18 44, www.cultpro.ru.
ГОНОРАР
Стабильного дохода не бывает. В месяц антиквар может получить от $200 до $200 000 в зависимости от сезона, стечения обстоятельств и собственной предприимчивости.