Иллюстрация: Борис Верлоф
Кстати, пришло время сказать, что, когда мы с глубокоуважаемым редактором обсуждали идею этой колонки, я, признаться, демонстрировала определенный скепсис.
— Не, ничего не выйдет, — говорила я. — По крайней мере со мной. Я, видите ли, обыкновенно веду жизнь тихую, мирную, почти гармоничную. Ну не наскребу я глобальных проблем в таком количестве — раз в две недели-то. Вы переоцениваете мой драматический потенциал.
— Проблемы — это не тараканы, их до конца вывести нельзя, — ответствовал редактор. — Уж какая-нибудь недобитая завсегда выползет на свет божий, усядется на рукомойнике и будет на тебя глядеть. Ты не смотри, что она кажется мелкой и жалкой: если ее не порешить — разрастись может до слоновьих размеров.
Редактор оказался прав. (Это часто случается с редакторами, за что я их и ненавижу.
Но, наверное, сегодня мы все-таки будем в первую очередь решать педагогические проблемы, ибо дети — наше все.
Мой сын наконец начал читать. То есть составлять буквы в слова он начал лет в пять, но только в последние полгода он вдруг стал нормальным читающим ребенком. Который ест с книжкой, купается с книжкой и прячет под подушкой фонарик, чтобы, когда все уйдут, преступно читать под одеялом. Мы все так млели, оттого что Гайка примкнул к виду человеков читающих, что старательно закрывали глаза на то, что именно он читает. Гарри Поттеры, ужастики для самых маленьких, антропоморфы всякие, приключения биороботов — мы все принимали благодарно.
— Главное, чтобы возникла привычка к чтению, — шептала мама, скрестив пальцы за спиной, — а уж к Шекспирам и Лермонтовым он потом сам придет.
И мама оказалась права. Проглотив пару мегатонн этого бумажного мусора, ребенок принялся штурмовать семейную библиотеку. Не то чтобы он тут же вцепился в классику мировой литературы, но есть тут у нас несколько полок, на которых стоят захватанные, потертые, засаленные — словом, крайне аппетитные детские книжки. Некоторые из них покупали мне, когда я была маленькой, некоторые — моим маме и папе, а некоторые — даже бабушкам и дедушкам. И вот пришел Гайкин черед напасть на эту сокровищницу.
Он и напал. Теперь повсюду разбросаны всевозможные «Динки», «Артемки», «Горячие сердца» и «Школьные годы».
Через три часа я сидела все на том же диване в состоянии полного, как выражаются в приличных домах, опупения. И лихорадочно листала страницы. Боже, какой кошмар! Неужели я когда-то все это читала и любила? Как я могла вырасти на этом… мм… материале и не превратиться в законченное чудовище?
В книжках сочно и образно рассказывалось, как нужно предавать друзей, папу и маму. Как делать бомбы и швырять их в священников и чиновников. Что вокруг
Удивительнее же всего было то, что до сих пор мне казалось — эти книжки я знаю наизусть. В детстве каждая из них была прочитана раз по сто — но все те пассажи, от которых меня сейчас кидает в дрожь, из памяти
Первым моим побуждением было немедленно поступить по рекомендациям бессмертного Фамусова: «Забрать все книги бы да сжечь». Но потом я решила повременить и озадачить имеющейся дилеммой вас, дорогие читатели.
Итак, что мне нужно сделать?