Атлас
Войти  

Также по теме

Принцип стрелочника

  • 1250

На перегоне между станциями Люблино и Перерва есть специальная сортировочная горка, предназначенная для формирования железнодорожных составов. Принцип действия горки прост: маневровый тепловоз загоняет на нее вагоны, которые потом по одному отцепляют. Под действием силы тяжести вагоны скатываются вниз, включая по пути маршрутно-релейные стрелки, позволяющие направить их к нужному эшелону. Без сбоев, однако, не обходится, поэтому на горке дежурит путевой рабочий, который контролирует всю автоматику вручную. Но даже и сочетание человеческого разума с электроникой иной раз может привести к самым непредсказуемым последствиям.

Так, например, в ноябре 2001 года с сортировочной горки самопроизвольно покатился незакрепленный вагон-порожняк, который чуть не выехал на главный путь. Хорошо, что в последний момент стрелка все-таки переключилась, а вагон-беглец ушел не на встречу с электричкой, а на запасный путь, где в тот момент отстаивался состав с коммерческим грузом. Удар оказался не очень сильным, но тем не менее его хватило, чтобы в стоящей в середине эшелона цистерне №24253213 образовалась трещина. В цистерне было 48 куб. м винного спирта, который, естественно, потек наружу, распространяя по округе характерный запах. Спасать ценный груз на место катастрофы с бочками и ведрами бросились железнодорожники, охранники и добровольцы из числа простых прохожих. Однако, как ни старались ликвидаторы аварии (а некоторые из них отравились алкоголем до такой степени, что были экстренно госпитализированы), большая часть спирта впиталась в землю, а затем, испарившись, плотным дурманящим облаком нависла над прилегающими к железной дороге районами Люблино и Марьино.

Скоро объявился хозяин злополучной цистерны – подольский филиал дагестанской фирмы «Дагрос», который вовсе не собирался использовать высококачественный продукт для ароматизации московских окраин. Не для этого фирма получала лицензию на производство водки, приобретала оборудование, закупала тару и специальные акцизные марки на товар. Рассерженный грузополучатель в сумму ущерба включил не только стоимость улетучившегося спирта и затраты на его охрану и транспортировку к месту испарения, но также и все расходы по организации будущего производства и объем неполученной прибыли. В итоге ущерб был определен в «скромную» сумму 19 444 432 р.

Однако в юридической службе Московской железной дороги посчитали претензии дагестанцев завышенными и мало обоснованными. В лучшем случае фирма могла рассчитывать на компенсацию за разбитую цистерну и вылитый груз согласно заявленной в накладной стоимости – 460 000 р. «Дагрос» об этом и слышать не захотел, и между сторонами началась длительная и совершенно непродуктивная арбитражная тяжба.

Одновременно на железной дороге провели расследование причин столкновения пустого вагона со стоящим на запасном пути эшелоном, приведшего к гибели цистерны. Подозрения пали на путевого рабочего Осьмичкина Валерия Андреевича, который в тот день дежурил на сортировочной горке, а значит фактически управлял сортировкой. И хотя Валерий Андреевич по профессии был «башмачником», то есть подсовывал и выбивал из-под вагонных колес тормозные башмаки, из него сделали натурального стрелочника – благо для поиска доказательств его вины не требовалось особых усилий. Материалы служебной проверки аккуратно подшили и отправили в транспортную прокуратуру, где в соответствии с частью 1 статьи 263 УК РФ возбудили уголовное дело по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Брать под стражу подозреваемого не стали, зато все остальные следственные действия проводились в полном объеме.

Скорее всего, разгильдяя Осьмичкина осудили бы условно, возложив обязанность по возмещению ущерба, чем бы он и занимался до конца своей жизни. Однако у непутевого путевого рабочего оказался хороший защитник – Игнатенко Александр Иванович из Московской областной коллегии адвокатов.

Первым делом адвокат настоял на проведении следственного эксперимента, в ходе которого Александр Иванович убедил всех, что, выражаясь языком протокола, «сила удара пущенного с сортировочной горки пустого вагона гораздо меньше допускаемой по ГОСТу». То есть пустой вагон при всем желании не мог бы разбить злополучную цистерну со спиртом.

Затем настойчивый адвокат настоял на проведении экспертизы самой цистерны №24253213. И тут выяснилось, что данная железнодорожная емкость была выпущена еще в Австро-Венгерской империи аж в 1907 году, а следовательно, должна была бы уже давно быть списана в утиль. Еще бы, ведь она прошла Первую мировую, Гражданскую, Великую Отечественную и обе чеченские войны. Об этом красноречиво рассказывали пулевые и осколочные отметины на ее многострадальных боках. Вот и получилось, что лопнула цистерна №24253213 от старости, и место ее давно уже в Музее железнодорожного транспорта, а не в действующем подвижном составе. Кроме того, антикварная цистерна на поверку вообще оказалась бесхозяйной, поскольку документов на нее фирма «Дагрос» так и не предоставила. Вот на этом основании Александру Ивановичу и удалось добиться прекращения уголовного дела в отношении своего подзащитного.

Однако дело цистерны не закончилось. Улики и документы, добытые адвокатом, использовали и юристы-железнодорожники, с успехом отбившиеся от всех претензий дагестанцев в арбитражном суде, доказав, что повреждение груза произошло по вине владельца цистерны №24253213, то есть самой фирмы «Дагрос». Кроме того, выяснилось, что спирт из Дагестана перевозился вопреки всем предписаниям Инспекции по контролю за алкогольной продукцией, то есть нелегально. А посему все материалы железнодорожники передали в отдел по борьбе с экономическими преступлениями при транспортной милиции, где в отношении хозяев «Дагроса» проводится проверка.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter