Недавно я наткнулась на упоминание в прессе об ужасном случае: в Кувейте папа-мусульманин утопил дочку в собственном бассейне за то, что та надела короткую юбку. Поступок с трудом можно отнести к категории телесных наказаний, однако он наглядно показывает, до каких крайностей иногда может довести родителя собственный ребенок.
Вопрос "Можно ли бить детей?" вечен и неразрешим, как проблема мироздания. Но мало кто из ступивших на поприще продолжения рода не сталкивался с ним.
- Бывают ситуации, когда без шлепка не обойтись, – считает моя подруга – педиатр Елена Штыкунова. – Например, если ваш ребенок, требуя игрушку, закатил в магазине истерику и вдохновенно катается по полу. Или, не переставая, дудит в дудку, хотя вы вот уже два часа подряд по-человечески просите его перестать это делать. Или соседи жалуются, что он регулярно, несмотря на все просьбы и увещевания, мучает кошку в ваше отсутствие. Или взял он за правило откровенно хамить, игнорируя душеспасительные беседы о вежливости.
Безусловно, в определенных случаях шлепок, затрещина или оплеуха – кратчайший и эффективнейший путь к детскому сознанию. Ведь всякий раз рукоприкладство – это реакция на попытку ребенка потеснить в правах, поставить под сомнение компетентность руководства семьи, на попытку покусится на родительский авторитет или семейные устои.
Целенаправленное желание "расширять свою территорию" у ребенка появляется ближе к пяти годам вместе с навыками хитрить и делать что-либо назло. Следовательно, и лупить его до этого возраста бессмысленно – чадо, в большинстве случаев, будет просто не в состоянии наладить следственно-причинную связь между собственным поступком и причиненной ему болью.
Если ребенок старше пяти, то легкое физическое воздействие допустимо – нужно только твердо знать, что все иные способы не дают результата и ясно отдавать себе отчет в возможных последствиях.
В первую очередь следует помнить, что физический метод воспитания дает чрезвычайно мощный эффект благодаря сочетанию болевых ощущений со зрелищем разгневанного родителя и осознанием того, что на тебя подняли руку. Именно поэтому прибегать к рукоприкладству следует в исключительных случаях. В противном случае регулярно подвергаемый битью (тем более несправедливому) ребенок, повзрослев, может встать на путь возмездия и сам превратится в семейного тирана. Кроме того, в психиатрии описаны случаи, когда дети, которых с детства шлепали, становились мазохистами.
Немаловажен и травматический аспект.
Близкий друг нашей семьи Aнатолий Выборнов, инструктор по массажу и лечебной гимнастике, занимавшийся восточными единоборствами, рассказывает:
- Обычно рукоприкладством занимаются усталые родители, доведенные капризами или шалостями ребенка до состояния аффекта. В этом случае очень трудно контролировать силу удара и место его приложения. Даже при легком шлепке по попе ударная волна проникает в область почек и других внутренних органов таза. Особенно плачевные последствия могут возникать в организме девочек. Мой приятель, спортсмен-культурист, зная о возможных последствиях такого воспитания, говаривал: «Я никогда не поднимаю на дочь руку. Для этого я всегда использую прыгалки». Другими словами, он использовал тот же метод розог – непременного атрибута традиционного воспитания на Руси (хоть и болезненно, но совершенно травмобезопасно для внутренностей). Но даже если родительский удар нанесен точно, возможны неврологические последствия: ушиб нервных стволов периферических нервов на спине, руках, ногах, попе и так далее. Известны случаи, когда наказание ребенка пощечиной приводило к нервным тикам и перекосам мимических мышц лица, что крайне сложно поддается лечению. Скелет у ребенка гибкий, но не полностью «окостеневший». Поэтому при ударе возможны сдвиги в тазовой области и в позвоночнике. К тому же ладонь является не таким уж безобидным средством наказания: в восточных боевых единоборствах масса атак с высокой поражающей способностью проводится именно открытой ладонью»
Тем не менее, сам Aнатолий, отец троих детей, считает, что иногда физическое наказание – вполне приемлемый способ воспитания. Многое тут, впрочем, зависит от управляемости ребенка. Гиперактивного ребенка нередко по-другому и не остановить. И все-таки еще раз скажу, что телесные наказания – крайний, последний, неотложный аргумент. Потому что задача родителя – помочь ребенку формировать характер, а вовсе не калечить его.
Елена Борисова-Сартори