— О-о-о, волонтер пришла, — смеется в трубку добродушный охранник на ресепшене в предвыборном штабе кандидата в мэры Москвы Сергея Митрохина. — Решила окунуться в водоворот политических событий? — подмигивает он.
— Пойдем, футболку дам, — улыбается приятная женщина средних лет и протягивает мне яблоки. — Угощайся.
В партийном штабе тихо и спокойно: кто-то перекладывает бумажки, кто-то выписывает удостоверения, кто-то говорит по телефону. Кажется, что ничего не происходит и до предвыборной гонки еще как минимум год. Мне показывают коробки с листовками, стикерами и плакатами. Предлагают раскладывать агитационные материалы по почтовым ящикам, выдают удостоверение и письмо к сотрудникам правоохранительных органов — на всякий случай, чтобы я была юридически защищена. Заключаем договор «о выполнении работ в качестве добровольца» — с этого момента я агитатор партии «Яблоко».
Станция метро «Коломенская». Собираюсь на акцию в поддержку нашего кандидата. Ожидаю увидеть пускай небольшую, но все-таки толпу волонтеров, пару раз обхожу вокруг места встречи — никого. Через полчаса выясняется, что люди, скупо разбросанные по периметру, — моя команда: напоминающий школьника парень Гриша, координатор Светлана, пенсионерка Лилия Изральевна и ее тридцатилетняя дочь Наташа.
— Честно говоря, я переживал, что нас будет гораздо меньше, — грустно признается Гриша, который организовал сегодняшнюю вылазку. — А почему ты за Митрохина агитируешь? — вдруг спрашивает он и тут же продолжает: — Просто все мои более-менее политизированные друзья выбирают Навального. Я и сам к нему очень положительно отношусь. Я бы, наверное, за него голосовал, но уже состою в «Яблоке».
— Да ты что! Навальный — такая гадость, такая мразь, просто супермразь. Он вообще Гитлер, — взрывается Лилия Изральевна. — Как он врет! И все за него! А почему? Потому что Навальный — раскрученный бренд! А сколько денег? Сколько там крутится денег! — причитает пенсионерка.
«Что делает Навальный для Москвы и что — Митрохин? Митрохин лучше! Во-первых, он коренной москвич, уже десять лет здесь живет!»
— Он вообще-то начинал с ЖЖ, — вяло пытается парировать Гриша.
— Пусть и остается в своем ЖЖ! Он, между прочим, все лозунги и программу с...дил у «Яблока». Его должны судить за это, — кипятится Лилия Изральевна. Она, ее дочь и Светлана уверены, что Навального финансирует Собянин для того, чтобы оттянуть голоса у Митрохина.
— Что делает Навальный для Москвы и что — Митрохин? Митрохин лучше! Во-первых, он коренной москвич, уже десять лет здесь живет. А что сделал Навальный? Кстати, многие из «Яблока» перебежали к нему в штаб, чтобы там карьеру сделать, — презрительно фыркает Наташа.
Мы продолжаем стоять на улице, агитлистки никто не берет. Прохожие отворачиваются, улыбаются и отказываются разговаривать. Мы продолжаем обсуждать работу штаба Митрохина. Выясняется, что там нет никаких курсов, тренингов и занятий для волонтеров, да и в целом волонтеры — это больше элемент внешней атрибутики, они предоставлены сами себе, раскоординированны и плохо представляют, что делать дальше. Тем не менее изо всех сил пытаются придумать, чем же им заняться.
— Наверное, надо выбить помещение для волонтеров. Придумать нестандартные, креативные мероприятия, чтобы завлекать людей семьями, — включается в беседу координатор Света. На вид ей около тридцати, по специальности она педагог. — Давайте устроим мастер-класс по лепке? Я придумала, это же гениально, — осеняет Светлану, — можно слепить гигантское яблоко из папье-маше. Круто, да?