Атлас
Войти  

Также по теме Выборы мэра 2013

Три лица Навального

Москва готовится к выборам мэра. БГ посмотрел, что происходит в предвыборном штабе кандидата Алексея Навального, и узнал, что он похож не только на нас, но и на Путина. Репортажи о жизни штабов других кандидатов читайте здесь

  • 13166
Команда Навального

Такой же, как Дамблдор?

Двадцать один тридцать. Парк «Сокольники». Иду на вечеринку для волонтеров предвыборного штаба Алексея Навального, следуя за указателями с конспиративной надписью «Штабный уик-энд». В какой-то момент оказываюсь на узкой тропинке, куда сворачивают люди с разных сторон. Пару минут идем большой молчаливой толпой единомышленников, как партизаны.

— Натурально же отряд Дамблдора, — серьезно говорит волонтер Коля, с которым знакомлюсь по пути на место сбора. Для многих волонтеров, с которыми мне приходилось разговаривать, Навальный — добрый волшебник, сражающийся со вселенским злом в виде коррупции российских чиновников.

На входе в кафе нам дают заполнить анонимные анкеты, в которых можно написать пожелания по улучшению работы штаба. Внутри много столов, заставленных едой и напитками, негромкая музыка, проектор перелистывает фотографии волонтеров, раздающих листовки около «кубов» — агитационных точек кандидата. В соседнем зале о Навальном рассказывает «приглашенный сюрприз» — Павел Костомаров, режиссер документального фильма «Срок».

Этажом выше, на веранде, выступают глава предвыборного штаба Леонид Волков и кандидат в мэры Алексей Навальный:

— Нам очень нужны волонтеры. Если вы работаете в штабе один день — это супер, вы молодец. Но если вы хотите, чтобы мы победили, вы должны работать в штабе хотя бы два дня. Освободите в своем расписании еще день.

Люди возле меня кидаются к мобильным календарям. Оказывается, вера в политика способна заставить людей работать бесплатно даже в выходной.

— Это же удивительно, — внезапно меня хватает за рукав седой мужчина, зачарованно глазеющий по сторонам, пока Навальный общается с аудиторией. — Я такого никогда не видел. Все эти люди работают бесплатно на чужого человека. Где вы еще такое встречали, а? Никому не жалко ни денег, ни времени. Удивительно. — Уходя, он продолжает разговаривать уже сам с собой, как в трансе.

После выступлений кандидат в мэры и глава его штаба спускаются в зал, болтают с волонтерами, дружески жмут кому-то руки, Навальный раздает автографы.

— А ты чего не пошел с ним сфотографироваться? — я прислушиваюсь к разговору парочки, сидящей за соседним столом.

— Зачем? Мое дело помогать работой, а не к его мощам прикладываться, — говорит парень с грустной усмешкой. — Победит — хорошо. Не победит — по крайней мере мы попытались.

Волков

Такой же, как Путин?

Станция метро «Университет». Волонтеры разворачивают агитационный куб. Координатор точки — невзрачный мужчина лет сорока в помятой рубашке. Вместе с ним раздают листовки заводной Миша и два студента МГУ — Веня и Коля.

— А мне нравится нынешняя власть, я считаю, что при Собянине лучше, чем при других, — затягивает разговор проходящий мимо мужик с бутылкой пива в руке.

— Вам следует почитать о хищениях, которые совершаются действующей властью, — воодушевленно говорит агитатор Веня голосом человека, который наставляет на путь истинный. — Навальный создал несколько фондов по борьбе с коррупцией.

— Сначала он сам пилил, — парирует мужчина.

— Экономические эксперты посмотрели дело и пришли к выводу, что он ничего не воровал. То есть серьезные доказательства невиновности Навального реально есть. Но суд запрещал вызывать свидетелей защиты.

— Я знаю, — поддакивает мужик. — Он вор. Покупал за десять миллионов, а продавал за двенадцать, — мужик отхлебывает из бутылки и самодовольно щурится. — Ему уже приговор вынесли.

— Он пока не вступил в силу. Если верить, что суд справедливый, то да, Навальный виновен. Но я не верю в справедливость суда. Депутатов, которые воруют десятки миллионов, не сажают. Священника, который сбивает людей, не сажают.

— Судьям виднее, — мужик уходит с торжествующим видом.

— Вообще-то, еще в прошлом году я и сам ненавидел Навального, как он. Думал: да что за козел? Но потом сходил на митинг, — говорит один из агитирующих, — и вдруг понял, что он хороший человек.

— Я, вообще-то, Навального тоже не любил. Подписался на ЖЖ и просто прозрел, — вклинивается в беседу Веня. — Стал понимать, что вообще в стране происходит.

— У него довольно агрессивные призывы звучат в последнее время. «В любой непонятной ситуации подпаливай Думу», например, — к нам присоединяется новоиспеченный студент Плехановки Станимир. — Вообще-то, было бы интересно посмотреть, что он сможет сделать для Москвы как мэр. Если бы у меня было право голоса, я бы проголосовал исключительно за него. Хотя последние его интервью мне совсем не нравятся. Он довольно грубо высказывается в адрес своего же электората. Очень жесткие выражения у него, прямо как у Путина. Типа «мочить в сортире».

— Хочешь сказать, что Навальный — это второй Путин?

— Очень похоже на то.

Команда Навального

Такой же, как мы?

В предвыборном штабе дверь открыта нараспашку, желающие стать волонтерами выстроились в очередь. Внутри суматоха — все куда-то бегут и что-то делают, не прекращаются телефонные звонки.

— Вообще-то, я юрист, — растерянно говорит мужчина с внешностью офисного клерка, который отстоял в очереди двадцать минут, прежде чем предложить свою помощь. — Но говорят, что там все занято. У меня стопроцентная грамотность, я могу и тексты редактировать. Только возьмите! — как-то неловко просит он.

Вечером привозят из типографии коробки с листовками и баннерами, распечатанными без выходных данных. Такие агитматериалы раздавать нельзя, а перепечатывать долго и дорого. Поэтому на каждый материал наклеивают необходимые сведения вручную с помощью скотча.

Сегодня в штабе проводят тренинг для будущих агитаторов «Как правильно работать с возражениями». Харизматичный бизнес-тренер Андрей, манеру поведения которого копирует почти каждый волонтер штаба, объяснят принципы агитационной работы, которая сводится к главному тезису программы Навального:

— Нужно присоединиться к человеку, показать ему, что ты такой же, как и он.

— Основная наша техника работы с избирателями — техника милосердия, — говорит Андрей вкрадчивым голосом. — Все эти избиратели, которые возражают, у которых какое-то неадекватное мнение, — они же как дети. Мужик сидит дома с супругой. И она ему: «Ну давай, дорогой. Покажи им там». «А у меня получится?» — «Получится». И он идет на куб и орет: «Навальный — вор», там завязывается драка, он довольный приходит домой. «Дорогая, у меня получилось! Они мне не смогли ничего ответить». И она ему: «Молодец, иди мой полы, хотя тебе сорок лет». Ну примерно так.

В аудитории звучат аплодисменты.

— Как выбирать людей, к которым лучше подходить на улице? — спрашивает кто-то из волонтеров.

— Если идет компания, выбирайте самых слабых особей в прайде и подходите к ним, — острит Андрей. — Если человек начинает грузить, надо его просто подвести к кубу и сказать, что там камера в углу: «Вы рассказывайте, пожалуйста». И когда потом эти люди сюда приходят и говорят «я около куба говорил в трубку Навальному», его встречают психологи, которые знают, что надо делать.

Напоследок Андрей демонстрирует технику привлечения избирателей, которая называется «Черное и белое». В руках у него открытка, с одной стороны которой изображен Навальный, с другой — Собянин.

— Вы с человеком начинаете говорить и одновременно в руках держите эту штуку. Вот так, — Андрей поворачивает к залу сторону с изображением Собянина. — Понятно, что в Москве есть проблемы, их же не может не быть, — говорит он. — Например, проблема нелегальной миграции. Но я верю, — быстро переворачивает открытку на другую сторону, и теперь с нее смотрит Навальный, — что эту проблему можно решить. Сейчас-то она не решена, — движение рук, и перед нами опять Собянин. — Но через несколько лет, — поворот открытки, — все может быть решено. Теперь поняли, как это работает?

Команда Навального
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter