Атлас
Войти  

Также по теме

Правило юбок

  • 1769

Билл Гейтс давно запретил своим сотрудникам приходить на работу в галстуках и костюмах. Джинсы и клетчатые рубашки, по его мнению, более соответствуют изобретательскому духу "Майкрософта". В то же время одна из самых крупных консалтинговых компаний в мире, "Маккинзи", у которой консультируется Гейтс, славится строгостью делового стиля своих сотрудников. Однажды представители обеих компаний должны были встретиться за круглым столом для важных переговоров. Желая соответствовать корпоративному стилю своего крупнейшего клиента, бизнес-консультанты нацепили потертые джинсы и свитера. К невероятному их удивлению, компания программистов во главе с президентом "Майкрософта" явилась на встречу в строгих костюмах - так Билл Гейтс демонстрировал уважение к своему старинному партнеру.

Этот случай как пример для подражания приводят все специалисты по корпоративной этике. Их задача - вырабатывать правила, помогающие создать оптимальную рабочую атмосферу внутри коллектива и произвести наилучшее впечатление на внешний мир. Мысль о необходимости специальных кодексов поведения сотрудников возникла у западных специалистов около пятнадцати лет назад, когда они всерьез занялись изучением японского экономического чуда. До этого каждая компания разрабатывала собственные правила, полагаясь на здравый смысл руководителей и общечеловеческие морально-этические ценности.

Когда за дело взялась наука, выяснилось, что большой коллектив не может держаться только на основе взаимных симпатий. Люди слишком различны, а их чувства неустойчивы. Чтобы сплотить людей, нужны ясные и крепкие основы: идеи, правила, нормативы, табу. Четко прописанные нормы поведения сотрудников в различных ситуациях и называют корпоративной этикой.

Разработкой норм и контролем за их соблюдением в больших организациях занимаются службы персонала. Специалистов таких служб готовят, например, в Университете управления и на факультете государственного управления МГУ.

- Человеку очень важно ощущать себя частью сильной группы, - объясняет Валерия Германовна Коновалова, доцент кафедры управления персоналом ГУУ, - вся корпоративная этика строится на этом постулате. Небольшая группа людей с одинаковыми этическими принципами способна задать тон всему коллективу. Задача отдела по работе с персоналом - следить за тем, чтобы в компании возникали не стихийные, а оптимальные для достижения целей компании принципы.

Принципы могут выглядеть по-разному: в банке «Русский стандарт», например, они укладываются в три страницы, требующие, допустим, «исключить естественные запахи человеческого тела» и носить строгие костюмы, а в «Проктор энд Гэмбл» - это толстый талмуд, в котором подробно рассказывается, как должны действовать сотрудники во всевозможных жизненных ситуациях.

По словам Коноваловой, российские специалисты по корпоративной этике чересчур увлекаются формальными, дисциплинарными правилами. В Aмерике и Европе больше заботятся о чувствах сотрудников. В западных этических кодексах подробно прописано, как действовать, например, в различных случаях дискриминации: «Если мужчина-сотрудник говорит своей коллеге, что у нее красивые ноги, то сексуально оскорбленной считается не только она, но и все присутствующие при этом женщины». В России пока подобные демарши не ведут к созданию проблемных ситуаций.

Даже наоборот - нашим службам персонала зачастую приходится штрафовать женщин, которые одеваются и ведут себя излишне вызывающе. Потому что ооновские стандарты делового стиля, выработанные, чтобы защитить прекрасный пол от домогательств, кажутся им унизительными. Они не хотят прикрыть пиджаком светлые блузки, через которые просвечивает белье, в любую погоду носить телесные колготки, декольте не ниже линии подмышек, туфли, полностью закрывающие ногу, и юбки всегда на ладонь выше или ниже колен:

- Представляете, сибирский город Ноябрьск, на вахте - пятьдесят геологов и одна секретарша из местных жителей, которая ходит в прозрачных кофточках и коротюсеньких юбках - вздыхает Михаил Михайлович Майоров, сотрудник международной нефтяной компании «Шлюмбеже», - какая уж тут работа! Пришлось нам всем вместе написать служебную записку и попросить прислать секретаря-мужчину...

- Для того чтобы в компании не возникало подобных двусмысленных ситуаций, - объясняет Ирина Викторовна Мельникова, специалист службы персонала корпорации «Русьимпорт», - каждому новому сотруднику мы выдаем «Книжку новичка» с подробным описанием всех правил поведения и одежды. Даже цвета костюмов, которые мы рекомендуем носить нашим сотрудникам, выбраны не случайно: синий - цвет солидности и устойчивости, серый - уравновешенности, а красный связывают с ненадежностью и агрессией. Именно поэтому в большинстве компаний существует табу на красную одежду: сотрудники должны вызывать и друг у друга, и у клиента доверие и положительные эмоции.

Помимо стиля одежды, новому сотруднику объясняют, где и когда можно курить и пить чай, какие подарки принимать от клиентов (цветы, конфеты и недорогие сувениры), а о каких - сообщать служебной запиской руководству, на какие сайты в интернете заходить можно, а на какие - нет. За выполнением этих правил обычно следит служба внутреннего контроля, штрафуя провинившихся сотрудников. Опоздание в среднем стоит от тридцати до пятидесяти долларов, а слишком яркий галстук - около десяти. Чтобы проникнуться нормами поведения в своей компании, рядовому сотруднику будет достаточно следовать правилам, разработанным службой персонала. Чтобы понять, откуда берутся эти правила, можно почитать книжки или получить дополнительное образование в области управления персоналом. Тем более что эта профессия становится все более востребованной.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter